Любые операции по переоформлению прав собственности на объекты как движимого, так и недвижимого имущества влекут за собой дополнительные растраты, отраженные в виде госпошлины. Зачастую бремя уплаты платежа за административные услуги падает на плечи покупателю и данный момент жестко регулируется на законодательном уровне. Несмотря на это, на практике встречаются ситуации, когда пошлину оплачивает продавец, действуя от лица покупателя. Госпошлина на регистрацию права собственности на дом\квартиру стартует с минимальной отметки в 2 000 рублей.
Что такое госпошлина?
Госпошлина – платеж за первичную регистрацию (вторичное и последующее переоформление) прав собственности на имущественные предметы. Средства, которые поступают в виде пошлины, перечисляются в государственный бюджет и перераспределяются на нужду муниципалитета, в том числе и на администрирование регистрирующих органов. Квитанция об уплате пошлины является обязательным документом, без которого невозможно провести перерегистрацию собственности. Данный платеж присутствует в любом виде гражданско-правовых взаимоотношений вне зависимости от их характера: дарение, мена, купля-продажа, наследство, долевое участие и т.д.
Правила оплаты
По состоянию на март 2020 года госпошлина за регистрацию права собственности на квартиру для физических лиц составляет 2000 рублей. С 2014 года данная сумма постепенно сокращается, ведь ранее она составляла около 7 000 рублей. Для юридических лиц наблюдается иная ситуация: сумма зависит от стоимости жилья, и ее максимальный размер закреплен на 22 000 рублей.
Несмотря на то, что 2000 рублей – довольно незначительная сумма, если рассматривать среднюю стоимость объектов недвижимости на рынке, есть категория лиц, которым положены льготы. Речь идет о малоимущих гражданах, имеющих соответствующий документ. Иные категории льготников (пенсионеры, инвалиды, дети-инвалиды, участники военных действий, сироты и т.д.) оплачивают пошлину в полном объеме. В свою очередь, если право собственности оформляется на ребенка, не достигшего 14 лет, то размер обязательного платежа по-прежнему равен 2 тыс. рублям.
Важно знать, что банковские реквизиты для оплаты госпошлины различаются в зависимости от специфики объекта недвижимости, поэтому необходимо уточнять данные у консультанта в МФЦ.
Существует несколько ключевых моментов, которых необходимо придерживаться, осуществляя платеж. К основным правилам относят:
- Платеж должен быть совершен от имени покупателя имущества. Если правопреемников несколько, то ее размер делится на равные части между всеми совладельцами.
- Каждый из будущих собственников должен иметь свою банковскую квитанцию, подтверждающую факт уплаты за государственные услуги. В квитанции обязательно указываются паспортные данные покупателя. Если одним из собственников будет являться несовершеннолетнее лицо, то операцию проводит его опекун\доверенное лицо, но в квитанции все равно должны указываться данные совладельца.
- Важно проверять корректность указанных данных. Если в чеке о предоставлении административных услуг будет допущена ошибка, то процесс переоформления недвижимости приостановят, появится необходимость сделать повторную оплату, а первоначальный платеж аннулируется.
- Если покупка квартиры осуществляется семейной парой, а имущество признается совместно нажитым, то в чеке могут указываться паспортные данные одного из супругов.
Если приобретается не только жилье, но и прилегающий земельный участок, то размер госпошлины увеличится: 2000 руб. за жилье и от 350 руб. за землю (зависит от категории земельного участка). Несомненно, есть ряд категорий собственности, от которой будет зависеть размер платежа:
- ипотечное кредитование;
- наличие гаража, дополнительных построек, погреба;
- по правам на организации (при покупке недвижимости юридическим лицом совладелец может заплатить пошлину в размере 0,1% от рыночной стоимости имущества, но не более 60 тыс. рублей).
Сроки уплаты
Госпошлина на оформление собственности на жилую квартиру может быть оплачена не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления в МФЦ\Ростреестр. Рекомендуется действовать по такому алгоритму:
- подойти в МФЦ для уточнения данных относительно банковских реквизитов для уплаты пошлины;
- подать заявление на переоформление прав собственности на конкретный объект недвижимого имущества;
- провести оплату любым удобным способом (в отделении банка, в терминале МФЦ, с помощью интернет-банкинга);
- подложить банковскую выписку к общему пакету документов.
Обычно процесс перерегистрации имущества занимает не более 2-х часов, если административный центр работает в стандартном режиме. Переоформление будет невозможным, если в течение 3-х дней не будет представлен банковский документ, подтверждающий оплату услуг.
Помимо МФЦ банковскую выписку, как и весь пакет документов, можно предоставить в Росреестр, но чрезмерная загруженность работников и наличие очереди значительно повлияет на скорость переоформления и получение необходимой документации.
Документы для переоформления квартиры
Для того чтобы процесс перерегистрации права собственности не затянулся на долгие месяцы, необходимо заранее подготовить весь пакет документов. В обязательный портфель документов входит:
- заявление от будущего собственника;
- документы, идентифицирующие личность покупателя и продавца (паспорт, идентификационный код);
- техническая документация на объект недвижимости (технический паспорт, план, выписка из кадастра);
- договор, подтверждающий участие в гражданско-правовых отношениях и переход прав собственности на жилье от одного лица к иному;
- акт приема-передачи (при долевом строительстве, приобретении квартиры в новостройке и т.д.);
- банковская выписка об уплате госпошлины.
Если к моменту подачи заявления и документов у вас не будет оплачена пошлина, то работники регистрирующего органа не имеют права отказать вам в приеме данных. Несмотря на это, процедура переоформления собственности не начнется до того момента, пока не будет представлена квитанция.