Главная » Защита потребителей » Закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ в 2021 году

Закупка лекарственных препаратов по 44-ФЗ в 2021 году

Как применять новый типовой контракт

В 2021 году для заказчиков обязательна типизация закупок лекарственных средств: с 29 апреля 2021 года необходимо применять новый типовой контракт по заказам с ОКПД2: 21.20.1 — 21.20.23.194.

Новый договор доработали на основании изменений действующего законодательства. В тексте типового контракта появились условия, при которых участники закупок для СМП и СОНКО не вносят обеспечение. Кроме того, для заказов среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций определен порядок расчета штрафов за ненадлежащее исполнение соглашения.

Законодатели утвердили образец заявки на получение (выборку) товара, которую используют при заказе медикаментов с неизвестным объемом. Никаких ограничений по НМЦК не предусмотрено.

Так выглядит типовой контракт на лекарства по 44-ФЗ с последними изменениями 2021 года:

Типовой контракт на закупку лекарственных препаратов

12 апреля 2021 года вступило в силу ПП РФ №556 от 08.04.2021. Норматив устанавливает порядок применения зарегистрированных и перерегистрированных отпускных цен производителей на лекарства из перечня ЖНВЛП.

По некоторым медикаментам госреестр содержит сведения о различных предельных отпускных ценах в отношении одного лекарства. Если для этого лекарственного препарата действует решение Минздрава о перерегистрации предельной отпускной цены по нормам ПП РФ №1771 от 31.10.2020, решение об обязательной перерегистрации предельной отпускной цены производителя по Правилами из ПП РФ №865 от 29.10.2010, решение о госрегистрации предельной отпускной цены по ПП РФ №441 от 03.04.2020, то применяется цена, которая зарегистрирована по ПП РФ №1771.

По аналогии, если в отношении лекарства действуют решение по ПП РФ №441 и решение по ПП РФ №865, то применяется цена, зарегистрированная по ПП РФ №441.

Особенности закупок лекарств в 2021 году

02.12.2020 вступило в силу Постановление Правительства №1832 от 16.11.2020. Оно внесло такие изменения в Постановление Правительства №441 от 03.04.2020 об особенностях обращения лекарств:

  1. Ускоренную регистрацию лекарств, которые применяются в экстренных ситуациях (в т.ч. для лечения COVID-19), продлили до начала 2022 года.
  2. Регистрационные удостоверения со сроком действия до 01.01.2021, которые выданы в упрощенном порядке по ПП 441 до вступления в силу Постановления №1832, действительны до 01.01.2022. Их требовалось поменять до начала 2021 года, заново перерегистрировать препараты не придется. Подробнее: «Регистрационное удостоверение на медизделия: что это и как получить».
  3. Разрешения на временное обращение серии (партии) лекарства, которое не имеет регистрации в России и применяется в других странах, выданные по ускоренной процедуре до 02.12.2020, действительны до 01.01.2022. Их меняют до нового года, а документы и сведения, которые необходимы для получения таких разрешений, не предоставляют.
  4. Решения о госрегистрации предельных отпускных цен производителей на препараты из перечня ЖНВЛП, которые приняты в упрощенном порядке до 02.12.2020, действительны до 01.01.2022.
  5. Список документов и сведений, которые отправляют в Минздрав для госрегистрации лекарства, обновили.

Напомним, что ранее Правительство Постановлением №1826 от 13.11.2020 продлило до начала 2022 года упрощенный порядок регистрации медизделий для лечения коронавируса.

Еще одна важная новость: Минздрав в письме №18-2/И/2-17599 от 17.11.2020 сообщил, что с 21.12.2020 закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с единым структурированным справочником-каталогом лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП).

Ведомство напомнило, что информацию из ЕСКЛП применяют на разных стадиях закупочной процедуры:

  • при подготовке документации — для расчета НМЦК, начальной цены единицы товара;
  • на этапе заключения и выполнения обязательств по госконтракту — при применении формы типового контракта на поставку лекарств и направлении сведений в реестр контрактов.

Новые правила в описании лекарств с сентября 2020 года

8 сентября 2020 года вступило в силу постановление №1357 от 04.09.2020, которое:

  1. Утвердило правила использования информации о взаимозаменяемости.
  2. Дополнило регламент описания лекарств, который утвержден ПП №1380 от 15.11.2017.

После вступления в силу этих изменений, госзаказчики при подготовке технического задания на закупку руководствуются информацией о взаимозаменяемости лекарств из соответствующего перечня Минздрава, если товар не входит в реестр лекарственных средств, которые закупают по торговым наименованиям. Критерии взаимозаменяемости прописывать не нужно. Подробнее: «Как работать с перечнем взаимозаменяемых лекарств по 44-ФЗ».

Реестр взаимозаменяемых лекарств

Перечень препаратов, которые закупают по торговым наименованиям (ТН), до сих пор не утвержден. Руководствуйтесь иными основаниями для указания торгового наименования, которые прописаны в п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, среди которых:

  • решение врачебной комиссии (в этом случае заказ реализуют способом — запрос предложений в эл. форме);
  • заключение контракта на вложение инвестиций (организуют конкурс).

С этими основаниями пересекаются и положения ПП №1380, которые предполагают покупку по ТН на основании заключения врачей.

Какие нарушения могут выявиться

Чаще всего речь идет о несоответствии количественных показателей, указанных в документах, реальному количеству упаковок. Но в некоторых случаях обнаруживаются и нарушения режима хранения и транспортировки, когда температура, доступ света и уровень влажности не соответствуют рекомендуемым.

Как рассчитать НМЦК (начальную цену единицы товара) при закупке лекарственных препаратов по 44-ФЗ

Рассчитать НМЦК (цену контракта с единственным поставщиком), начальную цену единицы лекарственного препарата для медицинского применения сложнее, чем для других товаров. Если вы собираетесь провести закупку с определенным объемом, то рассчитывайте НМЦК, а если с неопределенным — начальную цену единицы лекарственного препарата.

Цена контракта с единственным поставщиком рассчитывается в том же порядке, что и НМЦК.

При выборе единицы препарата нужно учесть эквивалентные лекарственные формы и дозировки.

Оглавление:

  1. Как определить единицу лекарственного препарата для расчета цены.
  2. Как определить цену (начальную цену) за единицу лекарственного препарата.
  3. Как рассчитать НМЦК при закупке лекарственных препаратов.
  4. Как оформить обоснование НМЦК при закупке лекарственных препаратов.
  5. Как рассчитать НМЦК, если закупка не состоялась.

Порядок получения товара

Процедура получения товара с участием предварительной заявки достаточна проста.

  1. Для начала представителю заказчика следует связаться с работником компании, осуществляющей поставку, чтобы обговорить детали процесса. В частности надо уточнить наличие товара на складе и если он отсутствует, то срок его прибытия, а также объемы, тип, маркировку, качество и прочие нюансы.
  2. Затем следует выяснить, каким именно способом лучше всего передать готовую заявку: по электронным средствам связи или по факсу, после чего можно приступать к оформлению документа.
  3. После составления и передачи заявки сотрудник компании-поставщика ее обработает и, в случае вопросов, свяжется с заказчиком для пояснения неточных моментов. Если все нормально и никаких тем для обсуждений у поставщика нет, то заявку нужно будет только подтвердить, после чего она отправится на склад, где на ее основании необходимый товар будет забронирован (если подтверждения не будет, продукцию с брони снимут).

При полном соблюдении всех этапов процедуры резервирования, заказчик может быть уверен в том, что он получит необходимые товарно-материальные ценности со склада поставщика в нужном объеме и качестве в строго установленное время.

Методы

Рассмотрим основные этапы снабжения лекарственными препаратами в медицинских организациях [7]:

  • формирование годовых потребностей больницы в медикаментах:
    • консолидация годовых потребностей подразделений больницы;
    • составление плана-графика закупок;
    • формирование лотов и формирование извещений о закупке по 44-ФЗ или 223-ФЗ (для государственных и муниципальных учреждений);
    • заключение контракта на поставку, в спецификации к контракту указывается перечень закупаемых товаров;
  • формирование оперативных (в течение года) потребностей больницы в медикаментах:
    • оформление заказов на поставку товаров;
    • поступление в аптеку медицинской организации;
    • квартальная корректировка годовых потребностей (плана графика);
  • распределение по подразделениям поступивших на склад медикаментов.

Необходимость закупки товаров определяется скоростью потребления товаров, промежутком времени между размещением заказа поставщику и поставкой товара, а также уровнем их запасов на складе и в подразделениях. В теории управления запасами выделяют несколько методов поддержания уровня запасов [8]:

  • заказ под заказ – потребности на закупку формируются по заказам подразделений. Складские запасы аптеки не учитываются. Этот метод обычно используется для дорогостоящих позиций, которые имеют эпизодическое потребление.
  • расчет по статистике – выполняется прогноз расхода товаров согласно статистике потребления: в расчет берется среднее значение за выбранный интервал детализации (например, среднедневное потребление, среднемесячное потребление). При снижении остатка до уровня, необходимого на время пополнения запаса, формируется требование на пополнение, исходя из предполагаемого среднего потребления. Этот метод хорошо показывает себя при ритмичном и регулярном потреблении номенклатурной позиции.
  • min-max – при каждом снижении остатка до заданного минимума происходит пополнение до фиксированной максимальной величины запасов.

Для разных номенклатурных позиций могут применяться различные методы поддержания уровня запасов. Метод min-max при его простоте сильно зависит от исходных статистических данных и не позволяет оптимально сбалансировать запасы [8]. Для поддержания уровня медикаментов в стационарах используется редко.

Организация лекарственного обеспечения в условиях государственных закупок имеет определенные особенности: промежуток времени между размещением заказа и поставкой товара в учреждение зависит от способа размещения заказа (торги, запрос котировок цен или закупка у единственного поставщика), а сам способ размещения заказа зависит от суммы размещаемого заказа. Время от размещения лота на торговой площадке до поставки препарата в аптеку может достигать 1,5-2 месяцев.

Виды количественного и суммового учета запасов на складе, применяемых для учета медикаментов:

  • Серийный учет – учет материальных запасов в разрезе серий и сроков годности. Ведение серийного учета является обязательным для лекарственных препаратов и медицинских расходных материалов [4].
  • Партионный учет – методика учета материальных запасов на складах организации, при котором фиксируются партии поступления товара на склад с указанием времени, стоимости и количества [3]. Может применяться одновременно с серийным учетом.

Децентрализованная схема снабжения

Основным документом, регламентирующим организацию и порядок учета лекарственных препаратов в учреждениях здравоохранения, является «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР», утвержденная приказом Минздрава СССР от 2 июня 1987 года N 747 [1]. Исторически сложившаяся практика планирования обеспечения медикаментами сводится к сбору заявок, составляющих потребности подразделений (годовой и оперативный план) в бумажном виде или в электронных таблицах. Такая схема не имеет обратной связи: сопоставления годового плана закупок с распределяемыми по отделениям медикаментами в течение года. Как правило, процесс планирования обеспечения не автоматизирован, а ручное сопоставление заявленных потребностей и их исполнения слишком трудоёмкий.

В этой схеме хранения запасов организовано на трёх уровнях (рис.2):

  1. больничная аптека;
  2. склад старшей медицинской сестры;
  3. запасы постов и кабинетов.

Складской учет, как правило, ведется только на уровне склада больничной аптеки. Автоматизация тотального предметно-количественного учета медикаментов на складе обычно вызвана требованиями законодательства в части бухгалтерского учета. Поэтому возможны две схемы организации такого учёта: автоматизирован складской учёт (он является первичным), в бухгалтерскую программу проводится трансляция суммовых или количественно суммовых проводок по счёту движения материалов; второй вариант: весь учёт ведётся материальными группами бухгалтерии непосредственно в программах бухгалтерского учета. На сегодняшний день бухгалтерский учет в РФ автоматизирован во всех больницах (100% покрытие). При этом запасы в подразделениях не учитываются, так как в бухгалтерском учете, как правило, моментом списания считается выбытие товара из больничной аптеки.

Рис. 2. Схема организации складов с указанием уровня автоматизации

Согласно приказу 747 [1] на складах подразделений должен быть запас медикаментов на 3-10 дней. Таким образом, управление запасами осуществляется на уровне подразделений, а больничная аптека выполняет роль посредника и работает по схеме «заказ под заказ» с ответственным хранением медикаментов.

Для выполнения требований приказа 747 [1] по таксировке (определения стоимости отпущенных материальных ценностей) и печати формы АП-73 «Стеллажная карточка» [2] необходимо ведение партионного учета в аптеке.

Децентрализованная схема снабжения показана на рис. 3.

Рис.3. Децентрализованная схема снабжения

Особенности схемы:

  • Складской учет ведется на уровне складов организации.
  • Списание товаров производится в момент перемещение в подразделение.
  • Фактический расход материалов не регистрируется.
  • Формирование годовых и оперативных потребностей больницы в медикаментах производятся в подразделениях, больничная аптека работает по схеме «заказ под заказ».
  • Лекарственные назначения выполняются по остаткам подразделений.

Недостатки схемы:

  • Невозможность оценить уровень запасов в медицинской организации в целом.
  • Объективно оценить обоснованность сформированных в подразделениях потребностей не представляется возможным.
  • Так как склады подразделений имеют ограниченные размеры, то запасы, приобретенные по потребностям подразделения, хранятся в больничной аптеке и становятся доступными к заказу всему подразделениями. Для контроля распределения закупленных препаратов с потребностями подразделений приходится применять сложные схемы, например, резервирование или раздельное хранение.
  • Нет контроля над непревышением бюджета закупок медикаментов по каждому подразделению, так как это не входит в зону ответственности больничной аптеки.
  • Нет контроля заявок подразделений на закупку по перечню номенклатуры.

Как провести торги

Заказчик разрабатывает закупочную документацию, техническое задание и проект контракта. Проект соглашения готовим на основании типового контракта (исключение — запрос котировок и работа с единственным поставщиком).

Следующий шаг — подготовка и публикация извещения. Все торговые процедуры проводятся по общепринятым в 44-ФЗ правилам. Следите, чтобы стояли ограничения в рамках национального режима и условия допуска. Важно указать еще одно требование — о предоставлении лицензии на фармакологическую деятельность. В необходимых лицензиях стоит разрешение на оптовую торговлю или производство медикаментов (письмо ФАС №ИА/64899/17 от 19.09.2017). Для приобретения наркотических и психотропных лекарств требуйте у поставщика профильный лицензионный документ.

Персонифицированное списание лекарственных препаратов

Введение учета, который позволяет отследить каждую упаковку товара вплоть до ее фактического потребления, часто рассматривается как перспективная схема, которая позволяет достичь существенной экономии. Рассмотрим особенности данной схемы.

Для ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов в автоматизированной системе средний медицинский персонал ставит отметки о выдаче медикаментов пациентам. Для обеспечения точного определения стоимости препаратов необходимо обеспечить партионный учет как на уровне старшей сестры подразделения, так и на посту/кабинете. Наиболее простой способ обеспечить такой учет – дополнительная маркировка потребительских упаковок этикетками со штрихкодами и обеспечение сканерами штрихкодов посты и кабинеты, где ведется персонифицированный учет.

Для ведения учета с персонифицированным списанием необходимо обеспечить контроль за ведением учета со стороны финансово-экономических служб или ответственного за запасы медикаментов, что требует выделения дополнительного персонала.

В случае ведения персонифицированного учета на услугу такой учет может применяться для вычисления усредненного норматива расхода материалов на услугу (в этом случае ведение партионного учета не требуется) с целью:

  • планирования закупок;
  • обоснование тарифа на медицинскую услугу.

В случае персонифицированного списания по лекарственным назначениям стационарных пациентов возможно:

  • вычисление норматива на стандарт медицинской помощи или клинико-статистическую группу (в этом случае введения партионного учета не требуется);
  • выставление счета на конкретного пациента (например, для благотворительного фонда или ТФОМС).

Особенности схемы:

  • Складской учет материалов ведется на всех 3-х уровнях: склад, подразделение, посты и кабинеты.
  • Списание товаров, по которым ведется учет с персонифицированным списанием, производится в момент фактического расхода.

Преимущества схемы:

  • Выполнение внешних требований персонифицированного учета расхода медикаментов.
  • Экономия денежных затрат на лекарственные средств.
  • Повышение безопасности пациентов за счет уменьшения количества ошибок при выдачи лекарственных препаратов медицинским персоналом

Недостатки схемы:

  • Высокие трудозатраты на обеспечение персонифицированного списания – дополнительные действия среднего медицинского персонала, выделение сотрудников для контроля ведения учета. Из-за этого схему применяют не на все товары, а только на некоторые группы товаров (например, дорогостоящие).

Схема снабжения с управлением запасами

Децентрализованная схема снабжения имеет существенный недостаток – отсутствие единой точки управления запасами медикаментов в медицинской организации.

Введение схемы снабжения с управлением запасами подразумеваем создание единого центра контроля запасов медицинской организации – ответственного за запасы. Эту роль может выполнять заместитель главного врача по лечебной работе. Для того чтобы ответственный за запасы мог эффективно выполнять свои функции ему необходима разнообразная информация:

  • уровень текущих запасов медикаментов;
  • уровень потребности в медикаментах;
  • статистика потребления медикаментов.

Для введения схемы снабжения с управлением запасами необходима автоматизация как процессов учёта, так и процессов планирования обеспечения, поэтому к автоматизированному складскому учету медикаментов на складах медицинской организации добавляется автоматизированный оперативный складской учет медикаментов на складах подразделений (склады старших медицинских сестер). Вся заявочная кампания переводится в автоматизированную систему: сбор заявок, консолидация в общий план закупок, сопоставление со складскими остатками, сопоставление с лотами и спецификациями уже заключенных договоров поставки и поставленными товарами, отслеживание исполнения потребностей подразделений, корректировки потребностей. Это позволяет иметь информацию обо всех потребностях и текущих запасах в единой точке, а также накапливать статистику потребления медикаментов по подразделениям.

Рис.4. Общая схема снабжения с управлением запасами

Особенности схемы:

  • Складской учет материалов ведется на 2-х уровнях: склад, подразделение.
  • В медицинской организации выделяется ответственный за запасы во всей медицинской организации (центр управления запасами).
  • Списание производится в момент передачи товара на пост или кабинет (или в конце некоторого периода).
  • Формирование годовых и оперативных потребностей в медикаментах в подразделениях формируется с учетом утвержденного формуляра медицинской организации [9]. Формуляр ограничивает перечень закупаемых медикаментов и утверждается руководством медицинской организации.
  • При анализе годовых потребностей в медикаментах, которые были сформированы в подразделениях, ответственный за запасы анализирует статистику потребления подразделений за предыдущие периоды на предмет обоснованности закупки.
  • Производятся консолидированные закупки, т.е. формируется единая заявка на закупку медикаментов по потребностям разных подразделений.
  • При формировании консолидированной заявки потребности к закупке сокращаются с учётом остатков на складе аптеки.
  • Консолидированная закупка по потребностям всех подразделений дает возможность отказаться от резервирования товаров на складе, но при этом вводится обязательный контроль требований подразделений на предмет соответствия заказа ранее сформированной потребности.
  • Ответственный за запасы может использовать дополнительные методы контроля затрат – контроль бюджетов подразделений на закупки медикаментов.
  • Лекарственные назначения выполняются с учетом остатков больничной аптеки.

Для обоих типов схем этапы движения медикаментов из больничной аптеки в подразделения одинаковы (рис. 3 и рис. 4):

  1. Товар со склада отгружается по требованию, поступившей от старшей сестры, в подразделение.
  2. Старшая сестра подразделения согласно листам назначения передает медикаменты на пост.
  3. Постовая/палатная сестра выдает медикаменты пациентам согласно листам назначений.
  4. В листе назначений постовая/палатная сестра ставится отметки о выдаче медикаментов пациентам.

Но так как в схеме управления запасами складской учет в подразделениях автоматизирован, то документооборот со складом может быть организован в электронном виде. Для упрощения ведения складского учета в подразделениях может применяться штрихкодирование потребительских (вторичных) упаковок с присвоением индивидуального номера упаковке. Факт передачи упаковки на пост/кабинет фиксируется с помощью штрихкод сканера.

Схема снабжения с управлением запасами не противоречит 747 приказу [1], но при этом расширяет возможности по управлению запасами без существенного увеличения трудозатрат на ведение учета. В таблице 1 приведено сравнение выполняемых функций с указанием отличий от децентрализованной схемы снабжения.

Таблица 1.
Распределение функций в схеме снабжения с управлением запасами. Выделены изменения относительно децентрализованной схемы снабжения

ФункцияРоль: Больничная аптекаРоль: ПодразделениеРоль: Ответственный за запасы
Формирование оперативных и годовых потребностей+ С ограничением по формуляру
Контроль оперативных и годовых потребностей подразделений по количеству+
Контроль превышения бюджетов подразделений+
Консолидация потребностей для закупок+
Резервирование товаров под подразделение+
Формирование требований на перемещение товаров+
Контроль требований подразделений на предмет соответствия заказа ранее сформированной потребности+
Регистрация факта перемещения товара в подразделение+
Регистрация факта перемещения товара на пост/кабинет+

Шаг 1. Выбираем способ определения поставщика

Лекарственные препараты входят в аукционный перечень (РП №471-р от 21.03.2016). Это значит, что заказ медикаментов надлежит осуществлять путем проведения электронного аукциона. В Распоряжении №471-р разъясняется, что такое закупка медикаментов по аукциону — это приобретение лекарственных препаратов у участника, который соответствует всем требованиям закупочной документации и предлагает наименьшую цену контракта. Но есть и исключения:

  1. Электронный запрос котировок. Допускается, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн рублей, а доля таких заказов в СГОЗ не превышает 10%.
  2. Бумажный запрос котировок. Возможен только по нормативам, определенным в ст. 76 44-ФЗ.
  3. Заказ малого объема. В нормативах ФКС указано, возможна ли закупка лекарственных средств по п. 4 п.1 ст. 93 44-ФЗ — да, если стоимость контракта не превышает 600 000 рублей. Для препаратов, приобретаемых по медицинским показаниям, допускаются заказы малого объема — до 1 млн руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
  4. Электронный запрос предложений. Такая процедура проводится для приобретения лекарственных средств по решению врачебной комиссии или по результатам несостоявшихся закупочных процедур.
  5. Электронный конкурс. Допускается при заключении инвестиционного контракта (ст. 111.4 44-ФЗ).

Вот пример заказа у единственного поставщика по ч. 4 п.1 ст. 93 44-ФЗ, который размещен на Едином агрегаторе торговли «Березка»:

Программное обеспечение «Обратный акцепт»

Чтобы базовые процедуры приемочного контроля производились быстро и точно, непосредственно в аптечных пунктах устанавливается специальное программное обеспечение. Для работы с лекарственными препаратами компания «Клеверенс» разработала несколько решений, подходящих для взаимодействия с МДЛП и системой «Честный знак». С их помощью можно проводить сканирование продукции в месте получения, контролировать номера партий, цены, а также подписывать электронные документы.

порядок приемки товара в аптеке

Проверка качества и регистрация

В общих чертах правила сверки на моменте поступления лекарственных препаратов в торговую точку уже были расписаны ранее. В первую очередь речь идет о соответствии всех данных, расписанных в сопроводительных документах тем, что указано на самой таре.

Кроме того, необходимо произвести температурные замеры, проконтролировать защиту от света, уровень влажности в момент транспортировки и другие показатели, способные оказать критическое влияние на продукцию.

Собственно регистрация производится в журналах, причем они отличаются в зависимости от группы лекарств. Отметка о приемке сопровождается печатью и подписью ответственного лица. С внедрением национальной маркировки процедура проводится и в электронном виде.

Плюсы и минусы заявки

Заявка является документом, фиксирующим желание заказчика получить конкретный товар в определенный период.

Позитивный момент

Ее основное преимущество заключается в том, что она гарантирует то, что как только необходимая продукция появится на складе поставщика, она будет забронирована под этого конкретного заказчика.

Негативный момент

Правда при этом, если вдруг возникнет необходимость заменить этот товар на какой-то другой, не указанный в документе, могут возникнуть сложности, как и в случае отказа заказчика от ранее отправленной заявки.

Как определить способ закупки

Это первый шаг процедуры. При выборе способа заказа ориентируйтесь на аукционный перечень. Лекарственные средства включены в распоряжение правительства №471-р от 21.03.2016, преимущество в закупках отдается электронному аукциону. Но не всегда. Заказчики вправе:

  1. Провести запрос котировок в электронной форме. Такая возможность есть для контрактов с НМЦК не выше 500 000 рублей. Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) таких процедур — не больше 100 000 000 рублей, или 10%. Запрос котировок на бумаге проводится исключительно по положениям статьи 76 44-ФЗ.
  2. Организовать электронный запрос предложений. Есть два допустимых варианта. Запрос предложений проводят либо для приобретения лекарств, указанных в решении врачебной комиссии, либо после несостоявшихся конкурентных процедур.
  3. Инициировать электронный конкурс. Торги в конкурсной форме проходят только в рамках статьи 111.4 закона о Федеральной контрактной системе — для заключения инвестиционных контрактов.

Допускаются и заказы малого объема: по решению заказчиков проводится закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика. Правила обновились: заказы малого объема осуществляют для заключения соглашений, цена которых не выше 600 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Если вам необходимо закупить лекарства по медицинским показаниям, то лимит увеличивается. Вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком на сумму до 1 000 000 рублей (п. 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Образец заявки на поставку товара

На сегодня не существует унифицированного бланка заявки на поставку товара, так что предприятия и организации имеют возможность писать ее в произвольном виде, исходя из собственного видения данного документа и потребностей компании, или заполнять шаблон документа, разработанный и утвержденный внутри фирмы.

Правда, при формировании заявки следует следить за тем, чтобы по структуре она соответствовала основным правилам делопроизводства, а по тексту – нормам русского языка.

Несмотря на отсутствие единого образца, есть ряд сведений, которые в заявке нужно указывать обязательно.

  1. В «шапку» вписываются:
    • название той фирмы, которой она адресована,
    • название компании–заказчика,
    • дата, номер и место составления документа,
    • данные о конкретном ответственном за составление заявки лице: его должность, фамилия-имя-отчество и номер телефона.
  2. Далее в документ нужно внести:
    • наименование заказываемых товарно-материальных ценностей,
    • их количество,
    • размер,
    • вес,
    • тару,
    • прочие специфические характеристики (чем подробнее и тщательнее эти сведения будут прописаны, тем лучше).

    При большом объеме товара эту часть бланка рекомендуется оформлять в виде таблицы.

  3. Также в заявку при необходимости можно внести условия поставки, в частности, требования к упаковке, транспортировке, конкретную дату или период и т.п.

При надобности бланк заявки можно дополнить и какой-то прочей дополнительной информацией.

Заявка на поставку товара

Как обосновать начальную (максимальную) цену контракта

Есть два варианта формульных расчетов начальной (максимальной) цены:

1. НМЦК — начальная (максимальная) цена контракта. Применяется в общих случаях.

2. МЗЦК — максимальное значение цены контракта. В этом случае действует и начальная цена единицы продукции или начальная сумма цен указанных единиц (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ). Этот вариант используется, если заказчик затрудняется в определении точного объема партии. Расчетчик обосновывает цену соглашения с учетом всех возможных вариантов дозировки и способов применения (введения).

Не забываем и о федеральных (региональных) оптовых надбавках, предельных отпускных ценах и налоге на добавленную стоимость. Для всех заказов менее 10 миллионов рублей применяются федеральные надбавки. Если вы закупаете лекарства на 10 миллионов рублей и более по ценам, не превышающим предельные из соответствующего реестра, то индексируйте НМЦК и МЗЦК на величину действующей федеральной надбавки.

Региональные и муниципальные надбавки применяются так:

  • при цене тендера, не превышающей 10 миллионов рублей и предельной региональной или муниципальной величины;
  • при заказах, где НМЦК и МЗЦК выше 10 миллионов рублей и местного лимита, но не больше значений из государственного реестра предельных отпускных цен.

ВАЖНО!Эти правила неприменимы к прямым заказам у производителя. Считайте цены правильно, иначе ФАС оштрафует на 50 000 рублей. При несостоявшихся торгах НМЦК и МЗЦК пересчитываются, после чего объявляется закупка с измененной ценой.

Скачать типовую форму для описания объекта закупки на поставку лекарственных средств, утвержденную Управлением госзакупок Тюменской области
Скачать типовую форму для обоснования начальной (максимальной) цены контракта в закупках на поставку лекарств, утвержденную Управлением госзакупок Тюменской области
Скачать типовую форму документации об электронном аукционе на поставку лекарственных средств, утвержденную Управлением госзакупок Тюменской области

Шаг 2. Составляем техническое задание

Техническая часть необходима для подробного описания предмета заказа, всех потребительских свойств, порядка поставки и приемки товаров. Каждая закупка медикаментов по 44-ФЗ в 2021 году сопровождается формированием технического задания, в котором перечисляются следующие показатели:

  • наименование товара;
  • лекарственная форма;
  • дозировка;
  • количество;
  • остаточный срок годности;
  • вид упаковки;
  • обязательные сопроводительные документы.

Эта информация представлена в Каталоге товаров, работ и услуг в Единой информационной системе (п. 4 Правил использования КТРУ) и в ЕСКЛП. Если пользователь не нашел требуемые параметры для заказа, то техническая часть формируется в соответствии с инструкцией по применению лекарства или из сведений государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s).

Государственный реестр лекарственных средств

При составлении технического задания обращайте внимание на особенности описания лекарств (утверждены ПП РФ №1380 от 15.11.2017). Если у приобретаемых медикаментов одинаковое действующее вещество, то объединяйте их в одном техническом задании при необходимости. Действующее вещество проверяют по международным непатентованным наименованиям. Если МНН определить невозможно, то проверка проводится по группировочному или химическому наименованию.

Допускается объединение лекарств и по ценовому признаку, если актуальная НМЦК и прошлогодняя сумма, затраченная на приобретение лекарств, находятся в определенных стоимостных границах (п. 1 ПП РФ №929 от 17.10.2013).

Сумма закупок за прошлый годНМЦК текущей объединенной закупки
Не выше 500 млн рублейНе более 1 млн рублей
От 500 млн руб. до 5 млрд рублейНе более 2,5 млн рублей
Свыше 5 млрд рублейНе более 5 млн рублей

Медикаменты, не имеющие эквивалента по лекарственной форме и дозировке, наркотические, психотропные и радиофармацевтические препараты закупаются отдельно. Такие средства включаются в единое техническое задание, если итоговая НМЦК не превышает 1000 рублей (п. 2 ПП РФ №929). Не подлежат объединению и заказы по решению врачебной комиссии, когда заказчик производит закупку лекарств с конкретным торговым наименованием (п. 6 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

ВАЖНО!Если заказчик составит техническую часть с ошибками и нарушениями, его ожидают штрафные санкции в размере до 50 000 рублей (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, решение Пермского УФАС России №010599 от 10.07.2017).

Источники

  • https://gozakaz.ru/instruktsiya-po-zakupke-lekarstv-po-44-fz/
  • https://goscontract.info/podgotovka-k-tenderu/zakupaem-lekarstvennye-sredstva-poshagovaya-instruktsiya
  • https://www.cleverence.ru/articles/auto-busines/priemochnyy-kontrol-v-apteke-proverka-kachestva-tovarov-aptechnogo-assortimenta-poryadok/
  • https://assistentus.ru/forma/zayavka-na-postavku-tovara/
  • https://solutions.1C.ru/articles/816764/
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector