В этой статье
Что такое сервисный сбор
Сервисный сбор за оформление железнодорожных и авиабилетов представляет собой плату, которая взыскивается с потребителя за предоставление ему дополнительных услуг.
Названный платёж включен в итоговую сумму, которая подлежит оплате при покупке как железнодорожных, так и авиабилетов. Например, при приобретении билета, в его итоговую стоимость может быть включен платёж за сам специальный бланк, а также печать и работу принтера.
На заметку! Размер сервисного сбора (при оформлении в разных агентствах) может значительно отличаться. Всё зависит от условий, на которых работает этого агентство и сам посредник. Его стоимость не отображается на бланке билета, однако указывается в итоговой сумме на кассовом чеке.
Сбор при покупке билетов
Сервисные сборы при приобретении авиабилетов можно определить следующим образом:
- Определённый платёж, который взимается в качестве оплаты за услуги по бронированию и оформлению полёта. Выражаться он может как в виде фиксированной суммы, так и в виде процентного соотношения к общей стоимости;
- Взимается плата как самой авиакомпанией, так и посредниками, оказывающими услуги по продаже;
- Его размер зависит от следующих факторов:
- дальность полёта;
- направление маршрута;
- условия полёта;
- Помимо этого, в сумму сбора могут быть включены следующие затраты:
- стоимость изготовления бланка;
- работа кассового оборудования;
- работа принтера;
- обслуживание программного обеспечения (при покупке через интернет);
- прочие расходы.
Сервисный сбор при покупке железнодорожных билетов может зависеть от:
- Типа вагона;
- Общей стоимости поездки;
- Дня оформления (продажи), в соответствии с правилами, установленными системой продаж железнодорожных билетов ОАО «РЖД».
Следует учесть, что при приобретении железнодорожных билетов в кассах вокзалов на бумажных носителях никакие дополнительные платы и сборы не взимаются. Однако при их возврате может взиматься дополнительная сумма за оформление возврата.
Налог на прибыль
Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами).
Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.
Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».
Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).
Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).
Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 №ШС-37-3/656@).
Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).
Как сделать возврат билетов за проезд
При необходимости возможен возврат приобретённых ранее железнодорожных билетов. Допустимо делать возврат как за все купленные, так и за их часть.
Если приобретался электронный билет, то возвратить его можно будет следующим образом:
- Если не пройдена процедура регистрации и авторизации на сайте, произвести возврат возможно будет из личного кабинета. Затем на указанный номер телефона поступит смс, информирующая о сумме возврата, способе, а также сроке получения денежных средств;
- Если регистрация успешно пройдена, возврат средств возможно будет сделать только в кассе вокзала начальной точки отправления. Причем сделать это нужно будет не позднее чем за 1 час до отбытия.
Если необходимо сдать билет на бумажном носителе:
- Сдать его возможно только в кассе вокзала. Для этого необходимо предъявить оператору:
- неиспользованный билет;
- документ, удостоверяющий личность, использованный при покупке;
- Получить денежные средства возможно в этом случае будет только тем способом, который был использован при покупке билета. Например, если расчёт был с банковской карты, денежные средства будут перечислены обратно на неё же.
Вычет НДС
В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):
– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.
Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.
Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок[1] сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 №СД-4-3/2@.
Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.
Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876).
К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу №А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.
- https://pravoznayka.ru/v-puteshestvii/servisnyj-sbor-za-oformlenie-biletov.html
- https://www.klerk.ru/buh/articles/465365/