Главная » Защита потребителей » Правовое регулирование в туризме

Правовое регулирование в туризме

Правовое регулирование в туризме. Что это?

Под правовым регулированием туристической деятельности понимают систему мероприятий, которые направлены на формирование, популяризацию и реализацию особого туристского продукта. Эта деятельность осуществляется на основании специальной лицензии, которая выдается юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.

Выражением правового регулирования туризма является государственный контроль над выполнением обязательных юридических норм и правил, закрепленных на законодательном уровне. Контроль также проявляется в установлении легитимности туристической деятельности, защите прав потребителей услуг. Предмет регулирования – это своего рода общественные отношения, которые развиваются в результате планирования, подготовки, организации и совершения путешествия и оказания определенного вида услуг.

Не по шаблону

«При таком раскладе продукт туроператора опять не будет выдерживать конкуренции с самостоятельными путешествиями», — соглашается с коллегой Юрий Наумов, владелец сети «Путешествие.ру».

Наумов призывает не «изобретать велосипед», ведь все механизмы, по сути, уже есть. «Нет ничего проще, чем страхование каждого туриста, каждого тура. Почему-то все привыкли считать, что турист не способен брать на себя ответственность, но это не так. Приведу пример. Раньше не было страховок от невыезда, теперь же этот страховой продукт очень востребован. Есть стандартные страховки, входящие в турпакет, однако с каждым годом растет спрос на страховки расширенные, которые приобретаются за дополнительную плату. Туристу нужен понятный механизм, без разделений. И в создании «Турпомощи» для внутреннего рынка нет ни малейшего смысла», — говорит Юрий Наумов.

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», выражает схожее мнение: «Я понимаю и разделяю желание властей «обелить» туротрасль и защитить туристов, но сейчас не время для реформ, особенно если их проведение связано с дополнительной финансовой нагрузкой на участников рынка. И тем более в части внутреннего рынка, где существующих механизмов защиты туристов достаточно. Если есть желание окружить туриста двойной заботой, то можно немного повысить страховые взносы, но необходимости создавать аналог «Турпомощи» нет».

Там, на затоптанных дорожках: россиян пустят отдыхать в заповедники Минприроды готовит к внесению в Госдуму законопроект об экологическом туризме

Ромашкин задается вопросом: «Хорошо, если мы говорим о защите туриста, то почему речь идет только о туроператорах, где остальные участники системы оказания туруслуг? Мы ведь все связаны. Тогда нужно создать «Турпомощь» и для авиакомпаний, и для автобусных перевозчиков».

Сущность правового регулирования в туристической отрасли

Главная цель правового регулирования туризма состоит в укреплении позиций законности и правопорядка на рынке. Деятельность специалистов, трудящихся в данной области, также охватывает:

  • создание условий для безопасного отдыха граждан и обеспечения сохранности их имущества;
  • выработку мер по охране окружающей среды;
  • сохранении духовных и материальных общественных ценностей;
  • защиту прав и интересов туристов и других участников туристической индустрии;
  • обеспечение контроля над соблюдением применения действующих законодательных и правовых норм;
  • разработку нормативных актов организационного и экономического характера, которые необходимы для нормального функционирования туристической деятельности.

Правовое регулирование в туризме - картинка

Минимизировать риски

Между тем страховщики, работающие с турбизнесом, считают, что дополнительный «фильтр» всё же не помешает. «Сейчас очень много попыток изменить и чем-то дополнить отраслевой закон. Для детальных оценок нужно дождаться, какие из инициатив станут реальностью. Но одно сказать точно можно уже сейчас — альтернативы страхованию нужны. Нужны сейчас, иначе потом будет поздно. Это может быть и «Турпомощь», — рассказал на условиях анонимности представитель крупной страховой компании.

Подавляющее большинство экспертов рынка, с которыми пообщались «Известия», недоумевают, для чего «клонировать» объединение, к работе которого нередко возникают претензии. «Не хочется умалять немалых заслуг «Турпомощи» по возвращению на родину туристов, пострадавших от деятельности туроператора, но все-таки было много ситуаций, когда «Турпомощь» не соответствовала своему названию и больше напоминала забюрократизированную структуру», — рассказал эксперт, пожелавший остаться неназванным.

Владимир Кулешов, генеральный директор компании «ХотТурист», приводит пример с обанкротившимся в конце 2018 года туроператором «Жемчужная река», от действий которого пострадали тысячи туристов. Получили выплаты за несостоявшиеся туры не все, и речь шла о минимальных суммах возврата. «Ощутили мы на себе и уход туроператора «Данко». Мы бронировали у него наземное обслуживание в Австралии на сумму 500 тыс. рублей. Страховая платить отказалась, поскольку речь шла не о полном турпакете, не увидели туристы и компенсаций из фонда «Турпомощи». Деньги были потеряны. Так о какой эффективности идет речь?»

Сдвиг по сезону: как восстанавливаются туризм и досуг в России Полное возвращение к докризисным временам в этих отраслях эксперты прогнозируют лишь через два года

Споры о защите прав потребителей:

  • Защита прав потребителей в сфере строительства
  • Защита прав потребителей при перевозке пассажиров
  • Защита прав потребителей в сфере купли-продажи товаров
  • Защита прав потребителей при приобретении бытовой техники
  • Защита прав потребителей при приобретении автомобилей
  • Защита прав потребителей в банковской сфере
  • Защита прав потребителей в сфере микрофинансовых организаций
  • Защита прав потребителей в сфере бытовых услуг
  • Защита прав потребителей в сфере медицинских услуг
  • Защита прав потребителей в сфере гостиничных услуг
  • Защита прав потребителей в сфере образовательных услуг
  • Защита прав потребителей в сфере туризма
  • Защита прав потребителей в сфере общественного питания
  • Защита прав потребителей в сфере страхования
  • Защита прав потребителей в сфере развлечений
  • Защита прав потребителей при приобретении ювелирных изделий
  • Защита прав потребителей при приобретении лекарственных средств
  • Защита прав потребителей в сфере услуг связи
  • Защита прав потребителей при перевозке груза
  • Консультации по защите прав потребителей

Специфика правового регулирования в сфере туризма

Политика государства в правовом регулировании туристической сферы направлена, главным образом, на защиту интересов граждан. Существует несколько способов осуществления данных работ. Среди них выделяют обязывание, запрещение и дозволение. Также используются разные юридические инструменты, например, правовые нормы, нормы судебного права, юридические обязанности и ответственность, правовые ограничения и поощрения.

Каковы последствия нарушения прав пользователей туристических услуг?

Вы видите, что ваши права нарушают — предъявите требования нерадивому туроператору. Сделать это можно в течение двадцати дней после закрытия договора по реализации товара туристического характера, а также подать претензию можно прямо во время отдыха. После предъявления требований ждите десять дней, за это время туроператор обязан ответить на вашу претензию.

За что несет ответственность исполнитель:

  1. За недостоверную или не качественную информацию об услуге. В том числе и за вред здоровью, жизни и имуществу, который связан с не предоставлением информации.
  2. За реализацию продукта с недостатками, о которых было известно или неизвестно заранее. Этот момент особенно касается нарушения требований к безопасности отдыхающих, то есть даже при условии, что агент утверждает, что он не знал о подобных проблемах — он все равно виноват, так как не удостоверился в безопасности своих клиентов, если только дело не касается обстоятельств непреодолимой силы.
  3. За нарушение сроков и любых других условий, оговоренных в договоре.
  4. За прописанные в договоре условия, которые могут ущемлять права отдыхающего.

Исполнитель несет не только финансовую ответственность за каждого находящегося на отдыхе туриста, но еще и находится под постоянной угрозой заработать административную или уголовную ответственность вследствие своего бездействия. Уголовная ответственность исполнителю страшна только в случае непредставления безопасных условий для отдыха, по статье 238 УК РФ. При этом если он докажет, что проблемы, связанные с безопасностью, возникли в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, которые нельзя было предугадать, то турагентство освободится от ответственности.

Турагентства могут привлекаться в качестве физического лица, если в нарушении ваших прав виноват конкретный работник, а также в качестве юридического лица, если вина лежит на компании, по следующим статьям:

  1. ст. 14.4 КоАП РФ, при условии, что услуги были оказаны некачественно или имелись нарушения, связанные с техническими и санитарными нормами.
  2. ст. 14.7 КоАП РФ, если исполнитель обманул клиента, не предоставил необходимую информацию или же дал на подпись договор, ущемляющий права туриста.

Штраф за вышеперечисленные нарушения составляет порядка 20 000 рублей.

Обязанности туриста при поездке по путевке за границу

Права и обязанности туристов в чужой стране определяются местным законодательством. Тем не менее, в странах, где есть консульство России, каждый гражданин РФ имеет право:

  • Обращаться в дипломатические организации в случае нарушения личных прав;
  • Получать правдивую и максимально полную информацию о правилах и сроках пребывания в стране;
  • Свободно передвигаться по стране (с учетом местных ограничений, существующих в каждой стране);
  • Получать компенсацию, в случае, если пункты туристического договора были нарушены;
  • Своевременно получать неотложную мед.помощь (или пользоваться страховой медициной, если перед поездкой было оформлено страхование ответственности туристов);
  • Без препятствий пользоваться средствами связи;
  • Получать юридическую помощь, пользоваться услугами переводчика для разъяснения своих прав и свобод;

Требования к иностранцу также могут отличаться в зависимости от страны, тем не менее, к обязанностям туриста  в путешествии относится:

  • В полной мере соблюдать местное законодательство;
  • Нести ответственность за посягательство на  общественный порядок, памятники природы, искусства и истории;
  • Соблюдать сроки и порядок пребывания в стране

В случае нарушений наступает ответственность туристов за нарушение таможенных правил, что подробнее описана в ТК и КоАП РФ.

Общество защиты прав туристов

Статья 12 ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусматривает право туристов объединяться в общественные объединения для защиты прав и законных интересов (общество защиты прав туристов). Туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Деятельность общества защиты прав туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.

Права и обязанности туристов перед туроператором

Договор об оказании туристических услуг – двухсторонний документ, соответственно и туроператор и турист обязаны одинаково придерживаться описанным в нем правилам.

Турист должен придерживаться маршрутов, не нарушать оговоренный порядок пребывания в стране, соблюдать условия предоставления услуг.

Туроператор, свою очередь, имеет обязательство перед туристом предоставить услуги в полном объеме и с надлежащим уровнем качества.

Расторгнуть договор о туристических услугах может любая из сторон договора при условии грубого нарушения правил. Но также, стоит понимать, что согласно закону защиты прав потребителя турист может требовать компенсации за испорченный или несостоявшийся отпуск, так  же как и туроператор может привлечь путешественника к админответственности. Чтобы в дальнейшем защитить себя если изменились планы и нужно отказаться от поездки незадолго до выезда, лучше оформить страхование ответственности туристов. Тогда туроператор не будет требовать компенсации за понесенные им расходы.

Источники

  • https://www.snta.ru/press-center/pravovoe-regulirovanie-v-turizme-/
  • https://iz.ru/1031174/aleksandra-polianskaia/otdokhnesh-i-ty-kak-zashchitit-interesy-potrebitelia-na-rynke-vnutrennego-turizma
  • https://advokatmoskva.info/departament-zashchity-prav-potrebitelej/uslugi-advokata-po-sporam-o-zashchite-prav-potrebitelej/zashchita-prav-potrebitelej-v-sfere-obrazovatelnykh-uslug-2
  • http://UrOpora.ru/zashhita-prav-potrebitelej/osnovnye-prava-potrebitelej/zashhita-prav/zashhita-prav-turistov.html
  • https://www.bp-u.ru/yuridicheskiy-likbez/zashita-prav-turistov/
  • https://potreballiance.ru/zachita-prav-turistov
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector