Главная » Защита потребителей » Экспертиза качества медицинской помощи и услуг: кто может оказывать оценку

Экспертиза качества медицинской помощи и услуг: кто может оказывать оценку

В этой статье

Законодательство

Нормативное регулирование осуществляется с помощью следующих законодательных актов:

  1. Закон «Об основах здоровья граждан» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. устанавливает общие требования к качеству медицинской помощи; перечисляет обязанности врачей и пациентов; называет контрольные органы; описывает проводимые экспертизы, в том числе позволяющие проверить правильность действий специалистов.
  2. Закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» № 326-ФЗ от 29.11.2010 г. говорит о правилах страхования населения и оплате услуг лечебных учреждений за счет средств специализированного фонда; обязывает последнего проводить исследования и контролировать работу врачей.
  3. Приказ Минздрава № 203Н от 10.05.2017 г. называет признаки заболеваний и алгоритм действий специалиста, необходимый для лечения; перечисляет основные показатели оценки качества работы врача: своевременность, выполненные обследования, на сколько быстро поправился пациент и наступившие осложнения.

Протокол мультидисциплинарной экспертизы качества медпомощи

Документ оформляется в соответствии с Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15.09.2016 № 8546/30-5/и, которое приводит методические рекомендации по оценке работы персонала больниц. Протокол содержит сведения о проведенной проверке, выявленных ошибках врачей, последующем наказании в виде снижения оплаты труда последних из страховых фондов, штрафах. Документ заполняет эксперт.

Ответственность за невыполнение

За невыполнение профессиональных обязанностей врач несет персональную ответственность и может быть наказан:

  • в дисциплинарном;
  • административном;
  • уголовном порядке.

Этот вопрос решается в зависимости от наступивших последствий:

  • если врач опоздал на операцию, последует взыскание по службе;
  • если сломал оборудование, будет возмещать его стоимость;
  • если не предупредил о необходимых обследованиях и процедурах, последует административное наказание по статье 6.30 Кодекса об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ;
  • за причинение смерти, тяжкого вреда здоровью последует наказание в соответствии с Уголовным кодексом № 63-ФЗ от 13.06.1996 г.

Учреждения отвечают за действия сотрудника, на них налагаются штрафы, предусмотренные административным законодательством.

Важно: если в результате врачебной ошибки наступили опасные последствия, доктор понесет наказание в уголовном порядке.

Учитывается, имелась ли у врача возможность помочь: было ли на это время, необходимое оборудование и навыки. Наказание последует только в том случае, если специалист отказался выполнять свою работу, хотя мог это сделать. Причины такого поступка значения не имеют.

Ответственность за ненадлежащее исполнение

В случае ненадлежащего оказания помощи врач пренебрегает своим долгом: не назначает анализы, не проводит обследования с помощью оборудования; ставит диагноз, не имея достаточной информации.

Законодатель не делает особой разницы между ненадлежащим выполнением обязанностей и их неисполнением. Врач будет нести ответственность за свои действия в зависимости от наступивших последствий.

Больница как юридическое лицо обязана компенсировать вред, причиненный ее работником. Наложенные страховщиком и Росздравнадзором штрафы не снимают обязанности с доктора или учреждения возмещать причиненный пациенту вред.

Как контролируют качество медпомощи на разных уровнях

1 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заведующим

Заведующий отделением обязан систематически вести 100% контроль. Для этого он осуществляет проверку первичной документации, личный осмотр пациентов в условиях больницы или на дому. Заведующий контролирует работу всех врачей, назначения, наблюдает в динамике процесс выздоровления, а при необходимости — корректирует лечение, назначает дополнительные обследования и т.д.

Усиленному контролю подлежат три случая:

  1. Зарегистрирован факт повторной госпитализации из-за одного и того же заболевания, по поводу которого больной недавно находился в ЛПУ.
  2. В базе данных есть пациенты с удлиненными или укороченными сроками лечения.
  3. Первично присвоили инвалидность лицу трудоспособного возраста.

Заведующий отделением ЛПУ дает оценку качеству оказания помощи в первичной медицинской документации или в журнале контроля КМП. Если выявлены нарушения, он фиксирует их в протоколе или карте экспертной оценки, описывает ошибки подчиненных, возможные последствия и дает экспертное заключение.

Совет: если результаты проверки КМП неутешительные, подумайте над развитием медиков. Отправьте их на курсы повышения квалификации, тренинги, семинары. Мотивируйте их учиться, объясняйте, какую пользу они извлекут: получат повышение в должности или премию, наберут баллы НМО, избегут штрафов и т.д.

Рассчитайте примерную стоимость обучения

Рассчитайте примерную стоимость обучения

Выбрать курс и узнать его стоимость

Читайте также: Аккредитация медицинских работников

2 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи заместителем главного врача

Заместитель ежемесячно анализирует документацию, осматривает пациентов и собирает сведения на врачебных комиссиях. КМП ведется на всех уровнях оказания помощи и обслуживания пациентов в 30% случаев от объема 1 уровня. Заместитель главврача вносит сведения в журнал формы № 035/у-02.

Фрагмент журнала № 035/у-02

Фрагмент журнала 035у-02

Справка:индивидуальная экспертиза проводится главным врачом или его заместителем только при поступлении жалоб, запросов правоохранительных органов, смертельных исходах, случаях внутрибольничного инфицирования или при появлении серьезных осложнений у пациентов.

Заместитель главного врача ежемесячно проверяет отчеты КМП, которые подготовили заведующие. На основании анализа информации эксперт подготавливает годовой, полугодовой или квартальный отчет, пишет рекомендации по улучшению качества медицинской помощи, составляет проекты управленческих решений.

Читайте также: Профессиональная переподготовка врачей в 2020 году

3 уровень: внутренний контроль качества медицинской помощи врачебной комиссией

Результаты оценки и контроля фиксируют в журнале клинико-экспертной работы — его форма утверждена приказом Минздрава РФ от 21.05.2002 года №154. Председатель комиссии формирует сводку раз в месяц, квартал, полугодие и год, после передает ее на следующий уровень контроля.

Обратите внимание! Сокрытие нарушений расценивается как серьезный проступок. Если заведующий отделением, заместитель главврача и представители комиссии утаят факты некачественного оказания медицинской помощи, не исключено, что в вышестоящие инстанции поступят обращения от пациентов, их родственников или опекунов. В ходе разбирательств возможен отзыв лицензий на ведение медицинской деятельности, весомые штрафы и уголовная ответственность. 

4 уровень: контроль территориальными органами управления здравоохранением

На этом уровне изучают отчеты, которые подготовили заведующие отделениями, заместители главврача и представители ВК. Эксперты в целом анализируют работу медицинских учреждений, скорость совершенствования и внедрения новых технологий, оправданность управленческих решений. Дополнительно оценивают серьезность нарушений и необходимость наложения санкций, разрабатывают планы по улучшению качества оказываемой помощи.

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи
В сегодняшней статье речь пойдет об экспертизе качества медицинской помощи.

Правовые основы экспертизы качества медицинской помощи установлены в ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ, а также в ч. 6 и 7 ст. 40 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326-ФЗ).

Так, в соответствии со ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки таких показателей, как:

  • Своевременность оказания медицинской помощи;
  • Правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации;
  • Степень достижения запланированного результата.

При этом, критерии оценки качества медицинской помощи формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих:

  • Порядков оказания медицинской помощи;
  • Стандартов медицинской помощи;
  • Клинических рекомендаций (протоколов лечения).

Ч. 3 ст. 64 ФЗ № 323-ФЗ указывает на то, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее – ОМС), проводится в соответствии с законодательством РФ об ОМС. Речь идет о Федеральном законе от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 326-ФЗ), который дает формулировку контрольной функции: «контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи».

Ст. 40 ФЗ № 326-ФЗ посвящена вопросам организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и определяет экспертизу качества медицинской помощи как одно из средств контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

Кроме того, вопросы, связанные с экспертизой качества медицинской помощи регламентируются п. 20 – 37 Приказа ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее – Приказ ФФОМС № 230). С подробной информации о контроле качества медицинской помощи в сфере ОМС Вы можете ознакомиться в нашей одноименной статье.

Существенным нововведением в сфере проведения экспертизы качества оказания медицинской помощи стало вступление в силу 24.08.2015 г. Приказа Минздрава № 422ан, однако уже с 1 июля 2017 года он утратил силу.

Оценка качества медицинских услуг

фото3
Закон об основах здоровья граждан описывает ситуации, связанные с застрахованными в обязательном порядке людьми.

Приказ Минздрава № 203н устанавливает единые критерии оценки качества всех медицинских услуг, в том числе осуществляемых дистанционно.

Важно: контролируют работу врачей страховые компании, выдавшие полис ОМС.

По ОМС

Люди, имеющие полис, получают любую помощь на территории всей страны. Работа врача в этом случае будет оплачиваться Фондом медицинского страхования. Они действуют во всех регионах РФ и заключают договоры с лечебными учреждениями, имеют право контролировать последних. Врачи отчитываются за каждое принятое решение и назначенную процедуру.

Страховщики контролируют больницы путем проведения экспертиз. Последние бывают целевыми и плановыми. Первые проводятся после обращения граждан и гибели застрахованного человека. Вторые – для устранения обнаруженных нарушений по одному или нескольким видам деятельности сотрудников учреждений.

Если человек недоволен качеством работы доктора, он может написать жалобу страховщику. В этом случае будет инициирована проверка. На ее основании решится вопрос о применении штрафных санкций к лечебному учреждению и размере оплаты труда персонала. В этом помогает стандартизация подходов оценки результатов обслуживания населения.

Минздрав устанавливает перечень обследований, которые обязан проводить врач при лечении заболевания. Невыполнение предписаний будет считаться некачественным оказанием услуг.

Обязательная экспертиза проводится в случаях:

  • смерти человека от онкологических заболеваний, пневмоний, пороков сердца, кровоизлияний в мозг;
  • наступлении инвалидности;
  • ухудшении состояния здоровья пациента после проведенного лечения;
  • повторных обращениях к доктору по поводу одних и тех же проблем.

Оцениваются дополнительные: вызовы скорой помощи – за одни сутки; поступления в стационар после проведенного лечения – за 1 месяц; обращения в амбулаторию менее чем за 15 дней.

В этом случае изучаются:

  • справки, рекомендации медиков после обращения пациента;
  • амбулаторные, стационарные карты;
  • документы, касающиеся вызова скорой помощи;
  • журналы приема пациентов;
  • выводы экспертиз о состоянии здоровья человека;
  • другие сведения, необходимые эксперту.

Если человек погиб после терапии из-за заболевания, по поводу которого обращался к врачу и это подтверждено заключением патологоанатома, также проводится оценка работы медиков.

Проверки качества врачебной помощи осуществляет Росздравнадзор. Во время процедуры устанавливаются факты несоблюдения прав граждан, нарушений порядка оказания помощи.

Важно: люди вправе получать медицинскую помощь без полиса ОМС.

Оцениваются:

  • длительность ожидания помощи больным – в экстренных ситуациях период не должен превышать двух часов с момента обращения к врачу, в других случаях – не более 10 дней;
  • последовательность действий доктора, помещение человека в стационар;
  • выбор методов лечения, подбор медикаментов, проведенные анализы и обследования;
  • достигнутый результат – излечение или направление в другую организацию.

О выявленных нарушениях сообщается руководителю больницы или поликлиники, дается время на устранение недочетов. Затем проводится дополнительная проверка работы. Учреждение-нарушитель ставится на контроль, его деятельность будет проверяться чаще.

По ДМС

Любой человек имеет право заключить со СК договор на дополнительное страхование жизни и здоровья. Это позволяет получать преимущества, связанные с оплатой страховщиком особенных или редких обследований, лабораторных исследований, получение необходимых медикаментов. Полис ДМС расширяет для пациента выбор лечебных учреждений.

Росздравнадзор контролирует работу всех организаций, действующих на территории страны, получивших лицензии. Учреждения, работающие без разрешения, признаются незаконными. Их деятельность запрещена и карается государством.

Критерии оценки качества платного обслуживания частными лечебными центрами не отличаются от государственных. К ним применяются те же меры ответственности.

Исключение составляют случаи протезирования зубов, хотя в целом работа стоматологий подчиняется общим правилам.

ПМУ

Оказание первичной медпомощи относится к особому виду услуг. Предусмотрена законом и обеспечивается доступность ее получения независимо от материального положения пациента. Врачи обязаны работать с любым нуждающимся в их услугах человеком. Не имеет значения, застрахован он или нет, есть ли у него документы, в каком регионе он находится. В этой ситуации лечебное учреждение проводит мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного, а затем направляют заканчивать лечение в общем порядке.

Критерии оценки этого вида деятельности докторов те же, что и перечисленные ранее.

Медико-экономическое

Этот вид контроля осуществляется Фондом медицинского страхования. Он заключается в изучении документов, представленных лечебными учреждениями, для оплаты их услуг.

Проверяются:

  • правильность заполнения ведомостей, актов;
  • соответствие оказанных услуг договору с ФОМС;
  • сведения о личности застрахованного человека;
  • расчет стоимости проведенных работ.

Список медицинских вопросов которые решает экспертиза

При оценке качества работы докторов выясняются условия оказания помощи. К ним относятся вопросы:

  • существовала ли возможность помочь пострадавшему при определенных обстоятельствах;
  • находился ли врач на рабочем месте;
  • существует ли связь между несвоевременной помощью и смертью пациента;
  • повлекло ли вред здоровью человека нарушение доктором медицинских стандартов, какова его степень;
  • наступили ли последствия из-за неполного обследования пострадавшего;
  • были ли объективными причины отказа в помощи;
  • действовал ли доктор добровольно и осознанно, отказываясь работать с пациентом;
  • отвечало ли назначенное лечение правилам, методологическим требованиям, предусмотренным для конкретных заболеваний;
  • послужили ли причинами неблагоприятных последствий ошибки врача;
  • существует ли связь между некачественными услугами и наступившим вредом здоровью;
  • наступили ли для больного последствия из-за неполучения своевременной помощи;
  • какие нарушения здоровья появились из-за ошибок медработников, некачественного или не проведенного лечения.

О Приказе Минздрава России от 10 мая 2017 года № 203н

О Приказе Минздрава России от 15.07.2016 № 520н
С 1 июля 2017 года вступил в действие Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н, которым были утверждены новые Критерии оценки качества медицинской помощи» (до указанной даты действовали Критерии, утвержденные Приказом Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан).

В данном акте Критерии разграничены по:

  • условиям оказания медицинской помощи: в амбулаторных условиях; условиях дневного стационара и стационарных условиях;
  • по группам заболеваний (состояний) (включат в себя 18 групп) с разбивкой на подгруппы.

Внимание остановим на Критериях по группам заболеваний (состояний). В Порядке № 203н выделены Критерии всего по 18 группам заболеваний (состояний), в то время как на практике таких групп значительно больше, что подтверждается, например, «Международной классификацией болезней МКБ-10». Кроме того, Критерии по группам заболеваний (состояний) в новом Порядке № 203н определены только в отношении специализированных видов медицинской помощи (а согласно ст. 32 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь также бывает первичной, скорой и паллиативной).

В Порядке № 203н четко выделено 18 групп заболеваний, для каждой из которых существуют свои критерии (например, выполнен/не выполнен осмотр врачом-специалистом; выполнено/не выполнено то или иное исследование).

Подпишитесь на насПодпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Несмотря на то, что Порядком № 203н выделено 18 групп заболеваний, это не означает, что Критерии можно будет применять для всех заболеваний, которые возможно отнести к конкретной группе. А именно, законодатель в каждой группе выделил только несколько заболеваний, для которых и разработал Критерии. Например, при болезнях глаза и его придаточного аппарата возможно будет применить критерии качества при оказании специализированной медицинской помощи:

  • взрослым при дегенерации макулы и заднего полюса;
  • взрослым и детям при язве роговицы;
  • взрослым при диабетической ретинопатии;
  • взрослым при старческих катарактах и других катарактах;
  • взрослым при глаукоме;
  • взрослым при воспалительных заболевания роговицы;
  • детям при другой пролиферативной ретинопатии (ретинопатии недоношенных).

То есть при оказании специализированной медицинской помощи при ином заболевании глаза, например, при тромбозе вен сетчатки, нет возможности применить Критерии Порядка № 203н, несмотря на то, что стандарт медицинской помощи больным с указанным забоелванием (при оказании первичной медико – санитарной помощи) давно утвержден (Приказ Минздрава России от 24.12.2012 № 1491н).

Кто вправе проводить контроль качества медицинской помощи

Проведение контроля качества медицинской помощи входит в обязанности различных фондов и служб, о чем сказано в ст. 64 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». КМП могут осуществлять лица с профильным образованием, стажем работы свыше 10 лет. Кроме того, специалист должен пройти подготовку и иметь подтверждающий документ.

Внутренний контроль качества медицинской помощи обязаны проводить все учреждения. Организации, которые пренебрегают этим, привлекают особое внимание Росздравнадзора. В ходе проверок эксперты находят нарушения, ведь вся документация и деятельность сотрудников больницы подлежит углубленной оценке. Стоит отметить, что практически в каждом ЛПУ есть ряд недочетов, за которые можно привлечь к ответственности.

ВСЕ РАЗДЕЛЫ

  • 45Отдельные направления медицинской деятельностиСтатей в разделе: 45
    • Организация здравоохранения и деятельность главврачей 1
    • Высокотехнологичная медпомощь 1
    • Рентгенодиагностика 4
    • Первая помощь 2
    • Наркология 3
    • Акушерство и гинекология 3
    • Сестринское дело 2
    • Телемедицина 4
    • Онкология 1
    • Гематология 1
    • Педиатрия 3
    • Анестезиология и реаниматология 2
    • Неврология 1
    • Народная и нетрадиционная медицина 2
    • Стоматология 4
    • Косметология 6
    • Скорая медицинская помощь 3
    • Экстренная медицинская помощь 1
    • Профосмотры и диспансеризация 5
  • 51Общие требования к медицинской деятельностиСтатей в разделе: 51
    • Ведение медицинской документации 18
    • Врачебная комиссия 2
    • Правовое регулирование медицинской информации 8
    • Использование наркотических и психотропных препаратов 3
    • Обращение с медицинскими отходами 3
    • Лицензирование 4
    • Требования к зданиям медучреждений 6
    • Пожарная безопасность 4
    • Страхование 1
    • Договора на оказание медуслуг 1
  • 23Фармацевтическое правоСтатей в разделе: 23
    • Вывод лекарственного препарата на рынок 9
    • Испытания на животных 3
    • Лицензионный контроль 2
    • Надзор за обращением лекарственных средств и медицинских изделий 8
    • Интеллектуальная собственность в фармацевтике 1
  • 10Обращение медизделийСтатей в разделе: 10
    • Регистрация медицинских изделий 10
  • 22Трудовое правоСтатей в разделе: 22
    • Социальное страхование медицинских работников 5
    • Профессиональные стандарты 5
    • Рабочее время и отпуска 4
    • Трудовые договоры 5
    • Оплата труда 1
    • Охрана труда 2
  • 2Таможенное правоСтатей в разделе: 2
    • Санитарный контроль на границе 2
  • 3Уголовное правоСтатей в разделе: 3
    • Оказание небезопасных медицинских услуг (238 УК РФ) 1
    • Защита медицинских работников от уголовных посягательств 1
    • Мошенничество (ст. 159 УК РФ) 1
  • 8Процессуальное правоСтатей в разделе: 8
    • Гражданский процесс 6
    • Уголовный процесс 2
  • 10Медицинское образование и квалиф. требованияСтатей в разделе: 10
    • Медицинское образование 6
    • Квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием 1
    • Требования к работникам здравоохранения 4
  • 10Конфликты между медработниками и пациентамиСтатей в разделе: 10
    • Досудебная защита от претензий 7
    • Права пациентов как потребителей 2
    • Права родственников пациентов 1
  • 14Судебно-медицинская экспертизаСтатей в разделе: 14
    • Общие вопросы судебно-медицинской экспертизы 3
    • Судебно-психиатрическая экспертиза 11
  • 20Надзор и контроль в здравоохраненииСтатей в разделе: 20
    • Контроль качества и безопасности медицинской деятельности 3
    • Фармаконадзор 3
    • Надзорные и правоохранительные органы 10
    • Надзор за рекламой 4
  • 9Противоэпидемические меры и иммунопрофилактикаСтатей в разделе: 9
    • Особо опасные инфекции 5
    • Иммунопрофилактика и вакцинация 4
  • 6Международное право и зарубежные юрисдикцииСтатей в разделе: 6
    • Нидерланды 2
    • Медпомощь иностранным гражданам на территории РФ 3
    • Международные правовые акты в сфере медицины 1
  • 8Защита конкуренции и антимонопольное правоСтатей в разделе: 8
    • Правовое регулирование рекламы 4
    • Защита интеллектуальной собственности 4

Кто может проводить

Экспертизу качества оказания медпомощи проводит специалист с высшим образованием и опытом работы не менее 10 лет. Профессионал проходит регулярные дополнительные обучения по направлению своей работы. Он получает лицензию на право заниматься медицинской практикой. Сведения о таких людях вносятся в специальный реестр, и только их заключения будут иметь юридическую силу.

Каждый эксперт имеет специализацию. В сложных ситуациях, когда требуется проведение мультидисциплинарных исследований, создается группа специалистов.

Эксперт не дает оценку деятельности работы больницы, в которой трудоустроен.

Важно: сведения о каждом эксперте качества медицинской помощи содержатся в реестре.

Как организовать

Медицинские экспертизы проводятся государственными и негосударственными организациями. Чтобы ее провести, нужно обратиться в надзорные органы – Росздравнадзор, в страховую компанию, выдавшую полис, или независимую фирму, имеющую право оказывать такие услуги.

Какие документы

Для исследования эксперту понадобятся:

  • истории болезни с анкетой больного,
  • выписные эпикризы,
  • заключения медицинской экспертизы состояния здоровья,
  • заключения врачей,
  • рентгеновские снимки, результаты других обследований.

Эксперт может проводить осмотр заявителя, если требуются пояснения последнего или возникли подозрения в недостоверности документов.

В частной компании придется заключить договор об оценке качества врачебной помощи.

При обращении в надзорные инстанции или к страховщику нужно написать подробную жалобу на действия медработников.

Куда подаются

В зависимости от наступивших последствий рассматривать ошибки врачей могут не только надзорные инстанции, но и следственные органы, суд.

Если человеку требуется получить материальное возмещение ущерба и нет тяжких последствий в виде смерти, вреда здоровью, достаточно сообщить о нарушениях в Росздравнадзор, ФОМС, страховую компанию или суд. Перечисленные организации назначат экспертизу. Они же будут наказывать виновных. Суд решит вопрос о взыскании средств на лечение и так далее. В этих ситуациях пишется жалоба или исковое заявление.

Если в результате действий врача человек погиб, стал инвалидом или наступили другие последствия, вопросом будут заниматься правоохранители. Для начала разбирательства им потребуется заявление потерпевшего.

Если пострадавший не доверяет государственным учреждениям, то сможет обратиться в частную компанию.

Сколько стоит, кто оплачивает

Экспертизы, проводимые надзорными ведомствами, правоохранительными органами и судом, оплачивает государство. Для пострадавших они проводятся бесплатно, но и заключение эксперта остается в назначившем ее проведение органе. Предусмотрена возможность

получить лишь копию отчета специалиста.

Работу частных специалистов оплачивает заказчик. В этом случае цена зависит от условий ее проведения и количества поставленных вопросов, а также необходимости привлекать специалистов других направлений.

Порядок экспертизы качества медицинской помощи

Отдельный и довольно интересный вопрос: в каком порядке или как проводится экспертиза качества медицинской помощи? Обратимся к частям 3 и 4 ст. 64 ФЗ № 323, которые, вместе с тем, ставят перед нами больше вопросов, нежели дают какие-либо точные ответы. Так, положения этой статьи различают 2 возможных ситуации:

  • Оказание медицинской помощи по программе ОМС и
  • Оказание медицинской помощи в ином порядке (по сути, речь идет об оказании платных медицинских услуг.)

Применительно к первой ситуации указывается, что экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, проводится в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании. Выше мы уже приводили несколько основных нормативных актов по этому вопросу, ключевым из которых является Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утв. Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230.

Иными словами, в настоящее время проконтролировать оказание МП по программе ОМС можно, так как необходимая нормативная основа имеется. Более сложной и неопределенной представляется вторая ситуация – контроль качества платных медицинских услуг. В ч. 4 ст. 64 ФЗ № 323 указывается на то, что экспертиза качества медицинской помощи, за исключением МП, оказываемой в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время такой порядок отсутствует, однако имеется соответствующий законопроект. Отсутствие специального правового регулирования по данному вопросу существенно затрудняет проведение необходимых контрольных мероприятий.

Последнее, однако, не означает, что нельзя оценить качество платных медицинских услуг.

Об экспертизе качества медицинской помощи вне рамок ОМС

Порядок осуществления данного вида экспертизы действует с 12 июня 2017 года на основании Приказа Минздрава России от 16.05.2017 № 226н (далее – Приказ № 226н). Данная экспертиза проводится вне рамок ОМС только при осуществлении контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами надзора:

  • при осуществлении государственного контроля – Росздавнадзором (в рамках 2 видов проверок (информация указана выше)
  • при осуществлении ведомственного контроля — федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ (Минздравом России, ФМБА, Минздравами, Департаментами, Комитетами здравоохранения субъектов РФ) в подведомственных им медицинских организациях.

ЭКМП в рамках государственного контроля проводится аттестованными в установленном порядке экспертами, привлекаемыми органами Росздравнадзора к проведению мероприятий по контролю.

Что касается ЭКМП ведомственного контроля, то здесь она проводится привлекаемыми органами надзора учеными и специалистами. При этом Приказом № 226н требований к уровню образования и стажу работы для ученых и специалистов, которые могут привлекаться органами надзора для осуществления ведомственного контроля не предусмотрено. (Более подробно О Порядке ЭКМП вне рамок ОМС читайте в новости «Не прошло и 5 лет как Минздрав утвердил порядок проведения ЭКМП вне рамок ОМС».

Виды экспертизы качества медицинской помощи в рамках ОМС

иды экспертизы качества медицинской помощи
В соответствии с п. 23 Приказа ФФОМС № 230 экспертиза качества медицинской помощи может осуществляться в двух видах:

  • Целевая экспертиза качества медицинской помощи;
  • Плановая экспертиза качества медицинской помощи.

При этом целевая экспертиза качества медицинской помощи должна проводиться в следующих случаях (п. 25 Приказа ФФОМС № 230):

  • Получения жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность и качество медицинской помощи в медицинской организации;
  • Летальных исходов при оказании медицинской помощи;
  • Внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • Первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
  • повторного обоснованного обращения по поводу одного и того же заболевания: в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи, в течение 30 дней — при повторной госпитализации; в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

Плановая же экспертиза качества медицинской помощи проводится с целью оценки соответствия объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи группам застрахованных лиц, разделенным по возрасту, заболеванию или группе заболеваний, этапу медицинской помощи и другим признакам, условиям, предусмотренным договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и проводится по случаям оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, отобранным методом случайной выборки и по тематически однородной совокупности случаев. (п. 29 и 31 Приказа ФФОМС № 230).

Плановая экспертиза качества медицинской помощи проводится в каждой медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, не реже одного раза в течение календарного года в сроки, определенные планом проверок (пункт 51 раздела VII настоящего Порядка). ФФОМС № 230).

Где проводят

Частные компании, проводящие экспертизы качества медицинской помощи работают почти в каждом городе страны.

ГородНазвание фирмыАдрес
МоскваМежрегиональный центр экспертизы и оценкиСеменовская набережная, 2/1, строение 1, офис 217
Санкт-ПетербургЦНТИ «Прогресс»Средний проспект Васильевского острова, дом 36/40
НовосибирскМеждународное бюро судебных экспертизПроспект Дзержинского, 14/2
ЕкатеринбургФедерация судебных экспертовУлица Машиностроителей, дом 19 офис 509/4

Немного О Приказе Минздрава России № 422ан

О Приказе Минздрава России № 422ан
В Приказе Минздрава № 422ан критерии оценки качества медицинской помощи были сформированы по группам заболеваний или состояний.

Кроме того, названным приказом критерии были распределены по двум группам, в зависимости от формы получения медицинской помощи — в амбулаторных условиях или применяемые в стационарных условиях и условиях дневного стационара.

В Приказе был также утвержден перечень заболеваний и состояний, при которых применяются критерии оценки качества медицинской помощи. К данным заболеваниям относились, в частности, болезни эндокринной системы, нервной системы, крови, кроветворных органов, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы, травмы, отравления, хромосомные нарушения, беременность, роды и некоторые другие заболевания, и состояния.

Приказом Минздрава № 422ан впервые были введены общие критерии оценки своевременности медицинской помощи, критерии оценки качества лекарственной терапии и ряд других критериев.

Важными критериями качества оказания помощи, в соответствии с Приказом Минздрава № 422ан так же являлись проведение первичного осмотра пациента при внезапных острых заболеваниях не позднее двух часов с момента поступления пациента в приемной отделение, установление клинического диагноза при поступлении пациента по экстренным показаниям не позднее 24 часов с момента поступления его в профильное отделение, формирование плана лечения при первичном осмотре с учетом предварительного диагноза.

Кроме того, приказ регламентирует такие критерии, как своевременное заполнение медицинской документации, наличие информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, в случае необходимости при лечении в стационарных условиях – перевод пациента в другую медицинскую организацию.

Таким образом, о качестве оказания медицинской помощи эксперты должны были судить на основе соблюдения требований, предъявляемых к ведению медицинской документации, своевременному и точному внесению в нее записей, первичному осмотру пациента, срокам оказания помощи, формированию плана лечения, установлению предварительного клинического диагноза, обоснованному назначению лекарственных препаратов, результатам лечения и ряду других критериев.

Как проводится ЭКМП

Проверку качества медпомощи назначает Фонд обязательного медицинского страхования по выявленным нарушениям прав человека или жалобам пациентов. В этом случае составляется задание, в котором перечисляются подлежащие исследованию вопросы, определяются специалисты, занимающиеся их решением.

Организует работу группы экспертов руководитель. Он назначается ФОМС и имеет право приглашать разных врачей для изучения выявленных проблем. Его мнение учитывается при формировании группы и формулировании вопросов.

Каждый эксперт изучает документы по своей специализации, затем выносит акт, в котором описывает свою работу и выводы. Бумаги изучает и анализирует руководитель группы. Он составляет заключение, в котором отражает выявленные нарушения, их причины и дает окончательное резюме.

Эксперты имеют доступ ко всем медицинским документам, касающимся предмета изучения. Сюда входят медкарты, результаты обследований, анализов, снимки и их описания. Врачи не могут отказать в предоставлении сведений специалисту. Учреждения системы здравоохранения не вправе препятствовать работе оценщиков ЭКМП.

Экспертизы могут проводиться после окончания лечения пациента или во время него. На основе результатов оценки ФОМС принимает решение о наказании виновной организации.

Важно: результаты ЭКМП влияют на выбор наказания для виновных.

Сроки проведения

Длительность исследований зависит от сложности изучаемого вопроса. Законом установлен общий срок – от 30 до 60 суток, но он может достигать и 4 месяцев.

Необоснованное нарушение сроков исследования повлечет наказание для эксперта.

Результаты на руках, что дальше

Получив заключение, можно обращаться в суд с вопросом о возмещении ущерба. Если причинен вред здоровью человека и проблемой заинтересовались следователи, можно приложить к уголовному делу исковое заявление о возмещении ущерба. Однако лучше обращаться с таким же вопросом в гражданский суд, чтобы рассмотрение иска не зависело от уголовного дела.

Источники

  • https://PoPravu.club/ekspertizy/kachestva-meditsinskoy-pomoschi.html
  • https://coko1.ru/articles/med-articles/kontrol-kachestva-medicinskoj-pomoshhi-kto-proveryaet-rabotu-vrachej/
  • https://kormed.ru/baza-znaniy/kontrol-kachestva-medicinskoi-pomoschi/ekspertiza-kachestva-meditsinskoy-pomoshchi/
  • https://barrist.ru/roszdravnadzor-kontrol-kachestva-i-bezopasnosti-medicinskoj-deyatelnosti/
  • https://MaterLife.ru/ekspertiza-kachestva-meditsinskoj-pomoshhi/
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector