Главная » Владение » Бесплатное предоставление земельного участка в собственность гражданам РФ

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность гражданам РФ

В этой статье

Общая информация

Чтобы получить право владения на надел требуется сделать несколько юридических шагов, целью которых является передача права собственности от владельца принимающему. Стоимость услуги зависит от варианта передачи участка.

Существуют следующие способы оформления участка в собственность:

  • приватизация;
  • наследство;
  • продажа, дарение, обмен;
  • рента.

Для начала необходимо определить способ передачи участка во владение иному лицу. Для каждого способа определен свои список документов и процесс регистрации.

Важно: проведение процедуры в некоторых случаях невозможно. В РФ не все наделы земли подлежат передачи в собственность.

Какие земли можно оформить в собственность?

В России, как и в большинстве других стран, существует частная собственность на землю. Однако далеко не все земельные участки принадлежат гражданам или организациям.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно изучить терминологию.

Земельный участок — это ограниченный четкими границами участок земной поверхности. В зависимости от назначения он имеет категорию, которую можно изменить с соблюдением определенной процедуры. Использование земли не по назначению запрещено.

Каждый участок имеет кадастровый номер и подлежит регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Категории участков земли, которые можно оформлять в собственность в том или ином порядке:

  • земли населенных пунктов (на них строят жилые и нежилые здания, разводят личное подсобное хозяйство);
  • земли сельскохозяйственного назначения (предназначены только для сельскохозяйственных угодий);
  • для ведения садоводства и огородничества (садовые участки, допускается строить дачи и дома, возможна регистрация по месту жительства, но помещения не относятся к категории жилых и не требуют оформления права собственности);
  • земли промышленного назначения (предназначены только для размещения промышленных объектов);
  • военного назначения (в собственности у вооруженных сил, реализуются только в особом порядке);
  • особо охраняемые объекты, земли водного и лесного фонда (в собственности у государства или муниципалитетов);

При этом существуют участки земли, которые вообще изъяты из оборота: парки, кладбища, заповедники, участки под стратегическими объектами. Права на оформление таких земель в собственность никто не имеет.

Какую землю нельзя присвоить

Основываясь на статью 27 пункт 4 и статью 28 пункт 8 Земельного кодекса РФ, участки земли, обремененные ограничением или снятые с оборота, не подлежат передаче в частные руки.

В список ограничений входят:

  • природные заповедники, парки государственного и национального уровней (но согласно статье 95 законодательства РФ участки могут быть переданы гражданским лицам);
  • военные наделы, земли относящиеся к ВС России;
  • участки, на которых располагаются здания государственных органов;
  • кладбищенские земельные участки;
  • участки, относящиеся к общему пользованию;
  • участки природного фонда;
  • охраняемые участки.

Любая передача вышеупомянутых территорий в собственность частных лиц является не законной и преследуется по закону.

Подготовка к оформлению

После получения предварительного согласования на предоставление государственного участка из СНТ в собственность, необходимо произвести работы по уточнению границ участка и получению кадастрового документа. Согласно пункту 2 ст. 12 ФЗ № 93, кадастровые работы, проводимые при оформлении участков СНТ из муниципальной собственности в частную, организуются за счёт уполномоченного органа муниципальной власти.

Кадастровые работы, выполняемые при выделе пая из долевой собственности, организуются и оплачиваются самим садоводом. Для проведения кадастровых работ необходимо обратиться в геодезическую компанию, имеющую соответствующую лицензию. После подписания договора на оказание услуг с компанией её сотрудник (кадастровый инженер) будет проводить на участке топографические работы с целью уточнить координаты существующих границ или определить их полностью при выделе доли из общей собственности.

Важно учитывать, что при первичном определении границ не должно быть: Наложений; Включений и вкраплений; Чересполосицы. Кроме того, границы вновь образуемого участка не должны мешать доступа землепользователей к соседним наделам земли.

Что подразумевают под передачей земли в собственность


Передача земельного участка в собственность происходит либо от собственника такого надела (например, в результате совершения сделки по купле-продаже или дарения), либо от администрации.

Во втором случае это могут быть варианты получения также через сделку
кадастровые документы на участок
купли-продажи, либо через Постановление руководителя специализированного органа, занимающегося вопросами распределения и реализации земельных участков из фондов муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Передача земли в собственность осуществляется по итогам завершенной сделки (в этом случае сделкой необходимо считать не только процедуру купли-продажи или дарения, но и безвозмездной передачи земли на основании реализации соответствующего права потенциальным собственником, так как стороны-участницы заключаемого соглашения с юридической точки зрения выделяются абсолютно явно, как и предмет заключаемого соглашения в виде передаваемого земельного участка) в тот момент, когда официально оформляется свидетельство о праве собственности, выдаваемое новому владельцу надела.


При этом, с юридической точки зрения фактом передачи земли в собственность будет считаться подписание соответствующего передаточного акта.

Фактически же заявить свои права новый собственник может только после получения соответствующего документа, подтверждающего такие права.

Кто может получить землю бесплатно

подготовка документов для получения земли
Так как передача земли в собственность может осуществляться не только по результатам подписания договора купли-продажи или совершения дарственной, но и в результате вынесения соответствующего постановления руководителем органа, занимающегося распределением земельного и имущественного фонда того или иного административного образования, следует отметить, что есть категории граждан, имеющих право на бесплатное получение земли в силу обладания льготами на приобретение различных видов недвижимого имущества.

К таким категориям будут относиться:

  • Представители многодетных семей, если трое и более детей в такой семье не достигли возраста восемнадцати лет, и статус многодетной семьи подтвержден документально соответствующими органами. При этом, законодатель не делает разницы в том, рождены ли дети в этой семье или усыновлены с полным оформлением процедуры усыновления. Цель получения земельного участка может быть только одна — осуществление индивидуального жилищного строительства.
  • Владельцы домов, расположенных на приобретаемом участке, если регистрация такого дома была произведена до момента вступления в силу действующего Земельного Кодекса Российской Федерации (основание возникновения права собственности на дом в этом случае не играет роли – достаточно, чтобы дом был первый раз зарегистрирован в Росреестре до начала действия указанного нормативного акта).
  • Герои социалистического труда и герои труда РФ (они могут получить землю бесплатно только для осуществления индивидуального жилищного строительства, а также для ведения личного подсобного хозяйства, либо для целей осуществления садоводства и огородничества).
  • Еще одна льготная категория, которая может рассчитывать на бесплатное получение земли, – это герои РФ и герои Советского Союза. Им земли будут выделять для таких же целей, как и героям труда.


Других категорий, которые могут рассчитывать на получение земли бесплатно, в современном законодательстве не предусмотрено.

Условия получения

Если речь идёт о бесплатном получении земельного участка, то необходимо отметить, что для такого приобретения потенциальный собственник должен соблюсти определенные условия:
выделение земельного участка молодой семье

  • Лицо, претендующее на получение земельного участка в собственность, должно обязательно являться гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории государства и имеющим постоянную работу;
  • Если речь идет о многодетной семье, то все дети и оба родителя должны быть прописаны на одной территории, а брак между родителями должен иметь официальную регистрацию (обязательно наличие документа, подтверждающего этот факт);
  • Использование участка, который планируется получить в собственность, по прямому назначению, должно осуществляться в срок не менее пяти лет с момента передачи его потенциальному собственнику (например, в безвозмездное пользование или в аренду);
  • Размер участка не может превышать 15 соток (если речь идет об осуществлении индивидуального жилищного строительства).


Иные условия устанавливаются региональным законодательством каждого субъекта Российской Федерации, сформированным местными органами власти.

Процедура получения земли

покупка земли с домом
Так как получение земельного участка в собственность является юридически значимым действием, для исключения возможности оспаривания такого акта необходимо полностью соблюсти весь алгоритм.

Первым этапом будет подбор наиболее удобного варианта, который будет соответствовать требованиям законодательства относительно предоставления участков в собственность. Подобрать наиболее хороший вариант можно либо путем изучения выставленных на продажу участков (с помощью анализа имеющихся объявлений), либо через изучение публичной кадастровой карты (она размещена на сайте Росреестра и содержит информацию о тех земельных участках, которые свободны для приобретения).

На втором этапе будет происходить установление возможностей приобретения конкретного участка в собственность (зарезервирован ли этот участок для продажи какой-либо организации, имеет ли официально оформленные кадастровые документы, есть ли на участке какие-то обременения по возможностям их использования и т.д.).


Осуществить это возможно после подачи первичного заявления на получение участка в собственность.

Третий этап подразумевает оформление всех необходимых кадастровых и межевых документов, главной целью которого будет получение кадастрового номера, с помощью которого в дальнейшем есть возможность реализовать далее приобретённый участок или совершить иные сделки имущественного характера с ним).

Четвертый этап посвящен подаче основного заявления и проверке всех
участок для молодой семьи
представленных документов, подтверждающих факт наличия права бесплатного получения участка в собственность или реализации права преимущественного выкупа участка (то есть без участия в торгах).

Во время пятого этапа будет происходить либо подготовка договора купли-продажи участка и его подписание, либо составление Постановления руководителя соответствующего органа о выделении участка просителю.

На шестом этапе происходит оформление возникшего права собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи или подписанного руководителем уполномоченного органа Постановлении о безвозмездном предоставлении участка в собственность просителю. На этом этапе происходит ещё и окончательная проверка всех предоставленных документов с целью исключения возможности совершения сделки мошенническим путём либо вариантов подписания договора с явными нарушениями действующего законодательства. В том случае, если при проведении проверки будет выяснено, что сделка не является юридически чистой, в регистрации права собственности новому владельцу будет отказано, а при обнаружении элементов мошеннических действий может быть возбуждено уголовное дело по соответствующим основаниям.


Говоря об алгоритме предоставления земли в собственность, правильнее было бы рассмотреть его с обеих сторон (как просителя, так и государства).

Однако для государственных органов, занимающихся вопросами распределения недвижимого имущества, в том числе и земельных участков, этот порядок состоит только из проведения проверки (на трёх этапах) предоставленных документов, на основании которых в последующем будет приниматься решение о том, предоставлять ли участок и давать ли возможность реализовать право преимущественного выкупа потенциальному собственнику или нет.

Какие расходы необходимо учитывать

Даже в том случае, если речь идет о безвозмездной передаче в собственность земельного участка, потенциальному владельцу следует понимать, что определенные расходы ему понести придется в любом случае.

К таким обязательным тратам будут относится:
оформление документов

  • Расходы на осуществление всех необходимых кадастровых мероприятий (получение кадастрового паспорта и выписки из кадастрового плана являются платными, а размер госпошлины за оформление этих документов устанавливается Налоговым Кодексом Российской Федерации в рамках дополнительной системы налогообложения);
  • Плата за проведение межевых работ и оформление акта межевания (размер вознаграждения организациям, проводящим такие работы, устанавливается прейскурантом цен на проведение таких работ внутри самой организации, но при этом учитываются те предложения, которые существуют на рынке в конкретном субъекте Российской Федерации) является самой высокой из всех тех расходов, которые предстоит понести потенциальному собственнику при подготовке всех документов, необходимых для получения участка в собственность;
  • Еще одним видом расходов станет вознаграждение нотариусу за заверение всех копий документов, которые будут предоставляться как в уполномоченный на распределение недвижимого имущества орган власти, так и в территориальные подразделения Росреестра;
  • Последний вид расходов, который предстоит понести потенциальному собственнику, будет оплата государственной пошлины за переоформление права собственности. Ее размер в настоящий момент установлен и составляет две тысячи рублей для физических лиц и двадцать две тысячи – для юридических. С 2016 года эта сумма пока не менялась. Не изменилось также и правило, согласно которому оплатить эту сумму должен каждый из потенциальных собственников, на которых право собственности будет оформляться. Оплата этой суммы потребуется на последнем этапе, когда в Росреестре будет происходить оформление свидетельства о праве собственности.

Однако, несмотря на кажущийся большой объем вложений в оформление всех необходимых документов, относительно стоимости приобретаемого участка эта сумма будет достаточно маленькой, что в любом случае поможет оказаться в выигрыше потенциальному владельцу.

Каких сложностей стоит опасаться


При оформлении земельного участка в собственность от государства есть некоторые проблемы, которые могут либо усложнить получение вожделенного надела, либо сделать обладание им невозможным.

Перечень таких сложностей является классическим и будет состоять из следующих пунктов:

  • Неправильно оформленные документы (из-за них больше всего отказов в совершении сделок);
  • Недооформленные документы (например, которые подтверждают право на преимущественный выкуп земельного участка);
  • Перевод участка в земли, находящиеся в зоне отчуждения (например, участок перевели в такую категорию земель уже после того, как все документы были поданы заявителем, потому что был согласован проект строительства, например, крупной электроподстанции, которая будет обеспечивать электричеством несколько населенных пунктов);
  • Приобретение участка в собственность другим заявителем при условии, что он реализует свое право преимущественного выкупа раньше, так как раньше подал документы об этом.

Получение земли в собственность от государства — достаточно затратное дело по времени и финансам.

Однако, если вести речь о разнице между покупаемым участком и приобретаемым на безвозмездной основе, то выгода будет очевидна.

Кроме того, если оформление земли происходит представителями таких категорий граждан, которые имеют право на льготы в системе налогообложения и оплаты госпошлины за различные юридические действия, то здесь можно сказать, что величина расходов также существенно снизится.

Способы оформления земельного участка

Каждый земельный участок принадлежит тому или иному собственнику. Если у земли отсутствует частный собственник, ее собственником является государство. В большинстве случаев гражданин приобретает участок в аренду после заключения соответствующего договора с органами местного самоуправления. При этом гражданин имеет возможность выкупить такой участок.

Для оформления участка в собственность существует ряд путей:

  • Бесплатное оформление участка для льготных категорий граждан. Например, это инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи и молодые специалисты в области сельского хозяйства. Им предоставляются бесплатно участки под ИЖС и под ЛПХ. К данной категории относятся и лица, которые получили участки в рамках «дачной амнистии»;
  • Выкупить участок, находящийся в муниципальной собственности, если вы являетесь его арендатором. Осуществить это можно, если:
  • Вами на предназначенном для садоводства и огородничества участке возведены подсобные постройки (например, гараж, баня и т. д.). При этом необходимо, чтобы право собственности на них было также зарегистрировано;
  • Вами на участке под ИЖС или ЛПХ, находящемся в аренде, был построен жилой дом. При этом необходимо, чтобы он был введен в эксплуатацию, а право собственности на него было зарегистрировано;
  • Вы являетесь членом садоводческого товарищества или кооператива. В такой ситуации до конца 2020 года для вас процесс оформления права собственности будет осуществлен в упрощенном порядке;
  • Приобрести посредством заключения сделки;
  • Приобрести в порядке наследования;
  • Приобрести посредством торгов или аукциона;
  • Через суд. Данный способ применяется в основном по истечении срока арендного договора.

Процедура оформления участка

Шаг первый. Уточнение и фиксация границ

Чтобы определить границы участка, следует вызвать соответствующего специалиста, прошедшего аккредитацию. Межевальные работы и составление документации осуществляет кадастровый инженер. Им будут выставлены соответствующие метки в соответствии с координатами. Данная услуга является платной, существует ряд факторов, влияющих на ее стоимость. Важную роль играет площадь участка, его расположение и срочность самой процедуры.

Следует отметить, что обязанность по оплате межевания возлагается в полном объеме на заявителя.

Перед этим заключите договор оказания услуг, указав в нем стоимость и срок осуществления межевания. После этого кадастровый инженер посетит ваш участок, определит его площадь и установит его границы. На основании данных сведений будет составлен межевой план, который вы получите как в электронном, так и в бумажном виде.

Шаг второй. Обращение для постановки на кадастровый учет и оформления в собственность

По окончании межевальных работ и после получения межевого плана обратитесь в Росреестр, подготовив все необходимые документы. Именно данный орган обладает компетенцией по ведению реестра прав на недвижимое имущество. Сотрудники Росреестра должны принять представленные вами документы, предоставить соответствующую расписку об их получении и согласовать с вами дату выдачи документа, подтверждающего ваше право собственности. Для этого просто заполните заявление в соответствии с установленным образцом.

Вы можете осуществить подачу документов лично, через портал Росреестра или же через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что за государственную регистрацию необходимо платить государственную пошлину.

Шаг третий. Получение документа, подтверждающего ваше право собственности

Документом, подтверждающим постановку земельного участка на кадастровый учет и ваше право собственности, является выписка из ЕГРН. Она содержит исчерпывающую информацию об участке, а также указание собственника.

Если вы выкупаете участок, который был арендован у местной администрации, в обязательном порядке получите постановление главы администрации, в соответствии с которыми участок отчуждается. Обратитесь в администрацию, изъявив в заявлении свое желание выкупить участок по предъявляемой цене. Если решение будет положительным, вы сможете оформить с представителями муниципалитета соответствующий договор купли-продажи, а впоследствии на его основании осуществить регистрацию право собственности в органах Росреестра.

Если вы являетесь арендатором участка под ИЖС и возвели на нем дом, а затем зарегистрировали на такой дом право собственности, вы обладаете правом выкупа участка в упрощенном порядке. Просто подпишите договор купли-продажи и заплатите определенную в нем сумму.

Стандартный срок, по истечении которого документ, подтверждающий право собственности, будет готов, составляет десять дней.

Закон о предоставлении земельных участков.

Тем не менее, с уверенностью могу сказать, что в солнечном Краснодарском крае принят такой закон от 06.04.2015 N 3155-КЗ.

В этом законе перечислены муниципальные образования Краснодарского края, на территориях которых земельные участки предоставляются гражданам в безвозмездное пользование для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Подобный закон принят в Адыгее и в других регионах.

Проверить любой регион на предмет наличия закона о безвозмездном пользовании землей можно в течение 2 минут.

Как это сделать, смотрите в видео.

Таким образом, если хотите реализовать право на

бесплатное предоставление земельного участка в собственность,

то вам нужно:

  • найти регион, в котором принят закон о безвозмездном пользовании землей,
  • изучить закон и выбрать муниципальное образование, в котором хотите получить земельный участок,
  • через 5 лет после добросовестного, безвозмездного использования земли получить участок в собственность бесплатно.

Выглядит все достаточно просто.

Но это не означает, что все сложится гладко.

С местными чиновниками наверняка придется повозиться.

Чтобы чиновники своей тупостью и алчностью не растоптали мечту о земельном участке, используйте пошаговую инструкцию:

Как получить земельный участок без специальных знаний?

Получить сейчас

пошаговая инструкция с готовыми шаблонами заявлений, схем и др.

Часто мы слепо верим чиновникам, которые преследуют собственную выгоду.

В итоге, получаем не участок, а разочарование.

Инструкция поможет обойти чиновничье лукавство и получить земельный участок не по блату, а по закону.

Готовые образцы документов защитят от манипулирования со стороны хитроумных слуг народа.

Переходим ко второму случаю.

2. Бесплатное предоставление земельного участка специалистам, работающим по основному месту работы.

Данный случай бесплатного предоставления участка очень похож на предшествующий.

Разница состоит в том, что в законе региональная власть определяет не только муниципальные образования, но и трудовые специальности.

Работа по этим специальностям дает право получить земельный участок в безвозмездное пользование.

Проверьте мои выводы в пункте 5 статьи 39.5 ЗК РФ.

Предоставление участка в собственность также осуществляется бесплатно по окончании 5 лет.

В течение 5-летнего срока специалист обязан работать по указанной специальности по основному месту работы.

Специалисты могут получить землю по данному основанию для следующих целей:

  • индивидуального жилищного строительства,
  • ведения личного подсобного хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не попало в данное основание, потому что КФХ относится к предпринимательской деятельности.

Труд фермера слабо совместим с наемным трудом по основному месту работы.

Как реализовать право на бесплатное предоставление земельного участка:

  • найти регион, в котором действует закон о безвозмездном пользовании для специалистов;
  • изучить данный закон и выбрать муниципальное образование, в котором готовы трудиться 5 лет;
  • убедиться, что образование позволяет работать по специальности, которая дает право на получение участка в безвозмездное пользование;
  • отработать не менее 5 лет в муниципальном образовании по соответствующей специальности;
  • весь срок безвозмездно использовать участок по целевому назначению (ИЖС или ЛПХ) на условиях договора с местной администрацией;
  • подать заявление о предоставлении участка в собственность до истечения срока действия договора о безвозмездном пользовании землей.

Условий не мало. Но для специалистов, особенно молодых, это неплохой шанс получить землю.

Единственное, самое вероятное препятствие, которое может стать на пути – это местный чиновник.

Но вы уже знаете лекарство, которое помогает против чиновничьего недуга.

3. Бесплатный земельный участок многодетным семьям.

Самое известное в народе основание для получения земли – это бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям.

Если вы имеете 3-х и более детей, то есть шанс бесплатно получить участок.

Общаясь с чиновниками земельных комитетов, я от каждого второго слышу слова: «эту землю вам предоставить не можем, потому что она для многодетных».

А куски земли, зарезервированные для многодетных, я вам скажу, не маленькие.

Но при этом очереди за земельными участками для многодетных семей меньше не становятся.

Депутаты Госдумы нашли способ уменьшить очереди многодетных семей.

Они разрешили местным властям вводить дополнительный критерий для многодетных семей.

Этот критерий лишает многих многодетных семей права на получение земли.

Забота депутатов выразилась в том, что с 01 марта 2015 года граждане  не только должны иметь 3-х и более детей, но и должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет.

Можно сказать спасибо депутатам.

Лишили некоторых многодетных семей возможности обеспечить подрастающих детей отдельным жильем, или хотя бы завести огород.

Право на бесплатное предоставление земли многодетным семьям закреплено в п. 6 статьи 39.5 ЗК РФ.

Многодетные семьи могут радоваться тому, что право получить земельный участок на общих основаниях у них пока не забрали.

4. Бесплатное предоставление земельного участка отдельным категориям граждан и некоммерческих организаций.

Весьма любопытное основание для получения земли.

Данное основание закреплено в п. 7 статьи 39.5 ЗК РФ.

Давайте разберемся, какие категории граждан и организаций могут получить землю бесплатно без торгов.

К сожалению, в Земельном кодексе не указано кто относится к этим отдельным категориям.

Зато федеральным и региональным властям предоставлено право принимать отдельные законы.

В этих закона определяются категории граждан и некоммерческих организаций, имеющих право бесплатно получить землю.

На федеральном уровне я нашел только одну категорию, которая имеет такое право.

Это общероссийские общественные организаций инвалидов и созданные ими компании.

Данные организации могут бесплатно получить землю, на которой расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в их собственности на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Проверьте мои слова, изучив статью 3 закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Если вам известны иные категории граждан и организаций, которые имеют право получить землю бесплатно, то поделитесь своим знанием в комментариях.

Потому что чем больше отдаем, тем больше нам возвращается.

5. Бесплатное предоставление земельного участка религиозной организации.

Не буду подробно описывать данное основание, потому что служителей культа едва ли заинтересует моя статья.

А для нас, простых обывателей, это не очень интересно.

Отмечу только, что религиозная организация может получить бесплатно земельные участки под зданиями религиозного и благотворительного назначения, а также земли для сельхозпроизводства.

См. пункт 2 и 8 статьи 39.5 ЗК РФ.

6. Бесплатное предоставление земельного участка под садоводство и огородничество.

Данное основание касается земельных участков, которые образуются в результате раздела земли, предоставленной некоммерческой организации для ведения садоводства и огородничества.

Получить можно землю, которая относится к общему имуществу (дороги, подъезды, и т.д.).

Есть два варианта получить данную землю:

  • в собственность некоммерческой организации,
  • в общую собственность членов этой организации.

Кого интересует данное основание, смотрите пункт 3 статьи 39.5 ЗК.

7. Бесплатное предоставление земельного участка в границах застроенной территории.

Этот способ получения земли касается лиц, которые заключили договор о развитии застроенной территории.

Не самое востребованное у граждан основание, поэтому не буду на нем останавливаться.

Подробности в п. 1 статьи 39.5 ЗК РФ.

Документы для оформления земли

Для разных способов оформления права собственности на участок требуются различные документы. Например, вы можете получить участок посредством наследования, в соответствии с договором аренды или в ходе сделки по приобретению.

Существует ряд документов, которые являются обязательными во всех случаях:

  • заявление в установленной форме, содержащее вашу подпись (или же вашего представителя);
  • документ, удостоверяющий вашу личность (оригинал и копия);
  • доверенность, которая заверена у нотариуса, на основании которой от вашего имени выступает ваш представитель;
  • документ, подтверждающий ваше право на землю (например, договор купли-продажи, договор аренды и др.);
  • кадастровый план земельного участка;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Если вы приобрели участок посредством купли-продажи или по договору дарения, также представьте следующие документы:

  • договор, подтверждающий действительность сделки, заверенный у нотариуса, если это требуется;
  • документ, удостоверяющий личность продавца, и документ, устанавливающий его право на землю.

Если вы получили участок по наследству, не забывайте, что в течение шести месяцев с момента открытия наследства существует вероятность объявления иных наследников.

Затем вы имеете право обратиться в Росреестр, представив следующие документы:

  • свидетельство, полученное у нотариуса, подтверждающее, что вы являетесь наследником участка;
  • свидетельство о смерти лица, которое являлось собственником участка;
  • документы, подтверждающие отсутствие построек на участке;
  • справка, содержащая рыночную стоимость участка;
  • справка, содержащая информацию о месте, где зарегистрирован наследодатель;
  • выписка из ЕГРН;
  • если земля находится в садовом некоммерческом товариществе, то представьте также его устав.

Если вы обладаете землей в соответствии с договором бессрочного пользования или договором аренды, представьте также ряд следующих документов:

  • разрешение соответствующего комитета местной администрации, выданное в соответствии с вашим личным заявлением;
  • акт приема-передачи;
  • геодезический, генеральный, межевой план и план из БТИ.

Если участок был приватизирован, направьте заявление в соответствующий орган, который владеет землей, представив выписку из кадастра. При этом все строения, которые расположены на участке, должны быть предварительно оформлены в собственность. В результате участок будет предоставлен вам безвозмездно, продан вам или же в предоставлении участка вам будет отказано.

Если земельный участок передается безвозмездно, то оформляется письменное решение, а если продается, то оформляется договор купли-продажи. Оформление права собственности в последнем случае допустимо лишь после того, как вся сумма выкупа будет уплачена.

В такой ситуации направьте в Росреестр решение о безвозмездной передаче участка или соответствующий договор, чтобы осуществить оформление права собственности на участок.

Следует отметить, что расположение на участке жилого дома, право собственности, на который зарегистрировано, дает право его собственнику оформить сам участок в упрощенном порядке. Когда сборы необходимых документов будут закончены, сотрудники Росреестра примут их и обозначат дату, когда вами будет получен, подтверждающий ваше право собственности.

Как оформить участок без документов

Оформить участок земли в собственность становится довольно затруднительно, если вы утратили документы, закрепляющие ваши права на него.

В таком случае существует несколько решений:

  • Найдите продавца, у которого вы купили данный земельный участок. Заключите с ним договор купли-продажи вновь, а затем зарегистрируйте переход права собственности в органах Росреестра;
  • Обратитесь в суд, чтобы доказать, что вы являетесь собственником участка. Для вынесения судом положительного решения подтвердите, что вы исправно платите налог на землю, имеете членскую книжку, за вами закреплен участок. В качестве доказательств вы можете использовать свидетельские показания. После вынесения судом решение о признании права собственности вы сможете на данном основании осуществить регистрацию в Росреестре;
  • Если участок выделен для определенного круга лиц, в первую очередь приватизируйте землю, а затем выделите соответствующие доли для каждого лица и осуществите межевальные работы. Затем одновременно поставьте участок на кадастровый учет и зарегистрируйте право собственности на него.

Следует отметить, что данные способы на практике являются довольно сложным, однако во многих случаях по-другому оформить право собственности на участок возможным не представляется.

Оформление по дачной амнистии

В настоящее время сохраняет свое действие упрощенная процедура регистрации земельных участков, известная под названием «Дачная амнистия». Сведения о праве собственности на такие участки заносятся в ЕГРН без определения их границ. Таким образом, отсутствуют затраты на межевальные работы.

Право на упрощенную процедуру оформления участок возникает у следующих граждан:

  • которым участок был предоставлен для осуществления подсобного или дачного хозяйства, для ведения садоводства или огородничества, строительства подсобных построек и жилого дома;
  • которые имеют все необходимые документы, являющиеся подтверждением их прав как владельцев недвижимости, если эти документы были выданы ранее без установления границ;
  • которые желают осуществить переоформление права бессрочного пользования на право владения участком.

Если вы оформляете участок в упрощенном порядке, то формирование кадастрового плана обязательным не является.

Например, мы можете оформить право собственности на садовый участок посредством обращения к регистратору с соответствующими документами и заявлением. При этом необходимо уплатить государственную пошлину.

Стоимость оформления участка

Обязательным предоставление квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины, не является. Обязанность по проверке данной информации возлагается на сотрудника Росреестра. Вы имеете право оплатить государственную пошлину в терминалах Сбербанка, в интернете, на почте.

В случае отсутствия в течение 5 дней после подачи документов информации о внесении денежных средств, право собственности оформлено не будет.

Согласно Информационному письму Минэкономразвития Д23и-2207 за регистрацию дачного участка, участка под ИЖС и равнозначных участков составляет 350 руб.

В соответствии со статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации оформление иных объектов недвижимости стоит 2 000 руб.

Если вы подаете заявление через портал государственных услуг и оплачиваете государственную пошлину в интернете, стоимость будет снижена на 30%. В соответствии с Налоговым Кодексом правом бесплатного оформления земли обладают малоимущие, ветераны ВОВ, а также Герои Российской Федерации и Советского Союза.

Изменения в законодательстве по оформлению прав собственности

В соответствии с Федеральным Законом № 361-ФЗ от 03.07.2016 года внесены изменения в Федеральный Закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он содержит нормативную базу, регулирующую процесс оформления собственности на земельный участок.

Если вы являетесь владельцем участка под садоводство или огородничество на протяжении большого количества времени, обязательно ознакомьтесь с положениями статьи 39 Федерального закона № 218-ФЗ, чтобы осознать необходимость оформления права собственности на ваш участок, так как оно не было оформлено ранее.

До июля 2016 года в качестве подтверждения права собственности выдавалось соответствующее свидетельство. В настоящее время оно не выдается, следует получить выписку из ЕГРН.

Согласно Федеральному Закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» договор аренды земельного участка не может препятствовать его выкупу.

Основания прекращения права собственности на землю

Право собственности на землю прекращается (ст. 44 ЗК):

1) добровольно:

    1. при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
    2. при отказе собственника от права собственности на земельный участок;

2) в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном земельным и гражданским законодательством:

    1. обращения взыскания на земельный участок по обязательствам должника (ст. 278 ГК РФ);
    2. неиспользования земельного участка в соответствии с его целевым назначением (ст. 284 ГК РФ);
    3. использования земельного участка с нарушением законодательства (ст. 285 ГК РФ);
    4. реквизиции земельного участка (ст. 51 ЗК РФ);
    5. изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 49 ЗК РФ);
    6. отчуждения земельного участка, который согласно закону не может принадлежать данному лицу;
    7. национализации земель;
    8. конфискации земель (ст. 50 ЗК РФ).

Отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам

Конституция РФ устанавливает право каждого распоряжаться своим имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами. В соответствии с земельным законодательством распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде. Гражданское законодательство говорит о праве собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Отчуждение земельных участков другим лицам осуществляется путем совершения сделок в соответствии с правилами, установленными гражданским законодательством, но с учетом

    1. ограничений оборотоспособности земельных участков, а также
    2. специальных норм, предусмотренных земельным законодательством в отношении отдельных видов договоров (например, специальные нормы установлены в отношении договора купли-продажи земельного участка).

Распорядиться дальнейшей юридической судьбой своего земельного участка гражданин может также в результате совершения им односторонней сделки – завещания.

Все подобные сделки подлежат государственной регистрации.

Отказ собственника от права собственности на земельный участок

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права (ст. 53 ЗК).

Отказ от права собственности допускается только в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не наделены правомочием отказаться от находящихся в их собственности земельных участков.

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством.

Принудительное изъятие у собственника его земельного участка

В соответствии с Конституцией РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Гражданское законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка:

    1. обращение взыскания на земельный участок по обязательствам (например, в порядке обращения взыскания на заложенный земельный участок);
    2. отчуждение земельного участка, который в силу закона не может принадлежать данному лицу (в соответствии с Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, если земельный участок был унаследован иностранным гражданином, то он должен быть отчужден. В противном случае уполномоченный орган власти вправе обратиться в суд с заявлением о понуждении иностранного гражданина к отчуждению земельного участка на торгах);
    3. реквизиция, конфискация или национализация земельного участка;
    4. отчуждение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок в случае невозможности выдела доли в натуре при условии выплаты соответствующей денежной компенсации;
    5. изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    6. изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный кодекс РФ содержит специальные правила в отношении двух оснований принудительного изъятия у собственника его земельного участка: реквизиции и изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Прекращение прав на землю путем изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в исключительных случаях, связанных (ст. 49 ЗК РФ):

    • с выполнением международных обязательств Российской Федерации;
    • с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень таких объектов);
    • в иных случаях, установленных федеральными законами, а применительно к изъятию (выкупу) из земель, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, – в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (ст. 55 ЗК РФ).

Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Земельный кодекс устанавливает три основания принудительного изъятия земельных участков:

    1. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ст. 49, 55);
    2. конфискация земельного участка (ст. 50);
    3. реквизиция земельного участка (ст. 51).

Земельным кодексом РФ предусматривается возможность реквизиции земельного участка в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (ст. 51 ЗК РФ). Земельный участок в этом случае может быть временно изъят у собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земли причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции.

В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка собственнику возмещается его рыночная стоимость или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.

Конфискацию как меру уголовного наказания по решению суда следует отличать от реквизиции как временной меры общего характера в случаях стихийных бедствий или возникновении иных обстоятельств чрезвычайного характера.

Правовая регламентация передачи участков, находящихся в общефедеральной собственности, в собственность муниципалитетов и субъектов РФ

Сперва о терминологии: законодатель использует для рассматриваемого случая слово «передача». О «предоставлении» в Земельном кодексе России речь идет только в случае отчуждения земель в пользу граждан, иностранцев, организаций.

Законодатель регламентирует безвозмездную передачу участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную и субъектную в пределах главы V.5 ЗК РФ, которая содержит статьи, посвященные:

  • основаниям безвозмездной передачи участков в распоряжение территориальных общин и региональных властей (ст. 39.30);
  • процедуре такой передачи (ст. 39.31);
  • порядку прекращения прав частных лиц на участки, бесплатно передаваемые из общефедеральной собственности в муниципальную и региональную (ст. 39.32).

Земельный кодекс России в своей первоначальной редакции главы V.5 не содержал. Ее положения вступили в силу 01.03.15 г., в связи с принятием Федерального закона РФ № 171 от 23.06.15 г.

В качестве предпосылок внесения рассматриваемых изменений в ЗК РФ, видимо, принято во внимание следующее:

1. Государство – основной собственник земельных ресурсов в России. Этому способствовало множество факторов:

  • советская традиция, в рамках которой единственно возможной формой собственности на землю была государственная, причем без разделения на федеральную и субъектную;
  • относительно недавнее (90-е года) появление муниципальной и субъектной собственности;
  • наличие больших площадей целинных земель, права на которые между публичными субъектами не разграничены и которые не учтены в госкадастре недвижимости (ГКН) и госреестре недвижимости (ЕГРП);
  • остаточный принцип, закрепленный в ст. 16 ЗК РФ: земли, не принадлежащие частным лицам и муниципалитетам, считаются государственными.

2. Множество земель, находящихся в общефедеральной собственности, не используются в целях, непосредственно связанных с реализацией полномочий РФ в различных сферах деятельности. Поэтому логичной и обоснованной будет их передача тем публичным образованиям, которым она действительно необходима.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, подлежащие передаче в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Дополнению Земельного кодекса России главой V.5 предшествовало принятие 22.08.04 г. Федерального закона РФ № 122, которым были изменены положения Законов № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Названным нормативным актом оговорено, что в общефедеральной собственности может находиться имущество, необходимое для:

  • защиты здоровья, нравственности, интересов населения РФ;
  • обеспечения стратегических интересов в сфере обороны и безопасности;
  • осуществления полномочий, возложенных на федеральные органы госвласти;
  • деятельности унитарных госпредприятий и учреждений, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
  • жизнеобеспечения работников таких предприятий и учреждений, включая общежития.

Находящееся в общефедеральной собственности имущество, которое по закону может находиться в собственности муниципалитетов и субъектов РФ, подлежит передаче им в случаях:

  • когда нахождение такого имущества в общефедеральной собственности не допускается;
  • вследствие разграничения полномочий госструктур федерального и регионального уровня между собой и с муниципалитетами;
  • когда имущество используется органами власти субъектов РФ, муниципалитетами, их унитарными предприятиями и учреждениями для реализации собственных (неделегированных) полномочий.

Указанные положения в полной мере применимы к землям. Кроме того, стоит учитывать принцип единства юридической судьбы земельного участка и размещенной на ней недвижимости.

Таким образом, передача зданий, сооружений, линейных объектов из общефедеральной собственности в муниципальную или региональную влечет одновременное отчуждение участков, необходимых для их обслуживания.

В силу ст. 39.3 ЗК РФ земли, находящиеся в общефедеральной собственности, подлежат передаче публичным образованиям в заявительном порядке.

Передаются земли:

  • расположенные в пределах поселений и городских округов в собственность соответствующих поселений и округов при условии утверждения генпланов, планов землепользования и застройки территорий;
  • лежащие на межселенных территориях – муниципальным районам при условии утверждения схем территориального планирования;
  • находящиеся в пределах Москвы, Петербурга, Севастополя – в собственность этих городов, признаваемых самостоятельными субъектами РФ;
  • предназначенные для размещения объектов региональной инфраструктуры – соответствующим субъектам РФ (при условии, что их строительство соответствует проектам планировки и межевания, документации территориального планирования).

Приведенный перечень касается случаев безвозмездной передачи. При этом все публичные образования наделены гражданской дееспособностью и могут заключать сделки о возмездном отчуждении земель друг с другом.

Федеральные земли, которые не могут быть переданными в собственность муниципалитетов и субъектов РФ безвозмездно

В силу ст. 17 ЗК РФ в общефедеральной собственности находятся земли:

  • признанные таковыми федеральным законодательством;
  • право собственности на которые возникло при разграничении публичных земель;
  • приобретенные РФ на основании гражданско-правовых сделок таких как завещание, мена, купля, дарение и подобное.

В отношении второго пункта этого перечня (разграничения публичных земель) на текущий момент актуальны положения Федерального закона РФ № 137 «О введении в действие ЗК РФ». Ст. 3.1 указанного Кодекса относит к числу общефедеральных земель земли:

  • занятые строениями, находящимися в федеральной собственности;
  • предоставленные (согласно административным актам) органам государственной власти РФ или их территориальным структурам, казенным предприятиям, унитарным госпредприятиям, некоммерческим организациям, созданным федеральными госорганами;
  • находящиеся на одном из вещных прав (постоянное пользование, аренда, безвозмездное пользование) у государственных академий наук и учреждений, входящих в их структуру;
  • предоставленные в аренду ГК «Росавтодор».

До появления перечисленных правил в отечественной правовой системе существовала практика разграничения публичных земель согласно перечням. После проведения землеустроительных работ участки передавались тем или иным публичным образованиям.

В дальнейшем от этой практики отказались: она была признана нецелесообразной, поскольку разграничить таким образом удавалось незначительные площади целинных земель.

В муниципальную и субъектную собственность не могут быть переданы земли:

  • предоставленные федеральным органам власти и их территориальным структурам, федеральным учреждениям и предприятиям, в том числе казенным, некоммерческим организациям, созданным федеральными властями;
  • зарезервированные для госнужд;
  • находящиеся в составе особо охраняемых природных территорий общефедерального значения, лесного фонда, особых экономических зон;
  • уже занятые объектами общефедерального значения или предназначенные для их строительства согласно документам территориального планирования;
  • предназначенные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными программами субъектов естественных монополий;
  • другие участки, перечисленные в п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Процедура передачи участков, находящиеся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов РФ безвозмездно

Инициатором передачи участков в муниципальную или субъектную собственность должен стать соответствующий муниципалитет или орган региональной власти. Процедура передачи начинается с подачи соответствующего заявления от имени высшего должностного лица субъекта РФ или муниципалитета.

Заявление о передаче участка должно содержать сведения, достаточные для его идентификации. Перечень документов, которые должен предоставить заявитель оговаривается ст. 39.31 ЗК РФ императивно. Требовать предоставления дополнительных документов запрещено. При этом:

  • если объект передачи уже поставлен на учет в ГКН, дополнительных документов не требуется, достаточно указать его кадастровый номер;
  • если участок предстоит образовать, к заявлению прилагается утвержденный проект межевания территории либо, при отсутствии такового, схема расположения участка;
  • если участок, отчуждение которого запрашивается, образуется из участка, поставленного на госкадастровый учет, заявитель дополнительно указывает кадастровый номер исходного участка.

Обращение адресуется органу, осуществляющему от имени российского государства полномочия собственника земельных ресурсов. Заявление рассматривается в течение месяца.

В результате принимается решение о безвозмездной передаче или отказе в удовлетворении заявления. Кроме заявителя о нем уведомляется Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства. Негативное решение должно содержать полный перечень оснований для отказа и подлежит обжалованию в суд.

Основания для отказа в безвозмездном отчуждении земель общефедеральной собственности в муниципальную и субъектную собственность:

  • участок отнесен к перечню земель, не подлежащих передаче (установлен п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ);
  • не указан кадастровый номер уже образованного участка;
  • не предоставлены проект межевания, схема расположения участка, подлежащего образованию;
  • представленная схема расположения не может быть утверждена по обстоятельствам, перечисленным п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ;
  • участок передан в пользование и нет оснований для расторжения договора аренды, прекращения права безвозмездного пользования им.

Примечательно, что отсутствие в ГКН данных о расположении границ участка, в отношении которого поступило прошение о передаче, не признается основанием для отказа. Если участок не образован и заявителем представлена схема расположения участка, последняя утверждается одновременно с принятием решения о его передаче.

Решение о безвозмездной передаче участка в собственность муниципалитета или субъекта РФ признается основанием для выделения из местного/регионального бюджета средств, необходимых для проведения землеустроительных и кадастровых работ, государственной регистрации права муниципальной или региональной собственности в ЕГРП.

Отраслевым законодательством могут устанавливаться особенности передачи отдельных категорий земель из федеральной собственности в региональную и муниципальную. Они касаются, в частности:

  • автодорог общего пользования;
  • земель, используемых для целей обороны и земель лесного фонда.

Примером могут послужить положения Федерального закона № 423 «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Источники:

  • https://znatpravo.ru/zemlya/poryadok-oformleniya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/
  • https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/v-sobstvennost.html
  • https://zen.yandex.ru/media/profemida_ru/dokumenty-i-procedura-oformleniia-zemli-v-sobstvennost-5d99c7eea3f6e400b11d74d0
  • https://paruslex.ru/besplatnoe-predostavlenie-zemelnyx-uchastkov/
  • https://jurkom74.ru/ucheba/osnovaniya-sposobi-vozniknoveniya-i-prekrascheniya-prava-sobstvennosti-na-zemliu
  • https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-bezvozmezdnoj-peredachi-federalnyh-uchastkov-zemli-v-municipalnuyu-sobstvennost-ili-v-sobstvennost-subektov-rf.html
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector