Главная » Право » Отличия между субвенцией, субсидией и дотацией

Отличия между субвенцией, субсидией и дотацией

Определения

Толковые словари и законодательство раскрывают полноценное значение субсидии и субвенции. На основании представленных определений можно выяснить, в чем отличие между терминами.

Субсидия

Субсидия — это денежные средства, предоставляемые на безвозмездной основе для защищенных категорий населения. Таким термином обычно называют материальную поддержку, которая выдается по социальным программам от имени государства. Материальные средства иногда имеют целевую направленность и могут быть потрачены только на то, на что были выданы управляющими органами.

Субвенция

Субвенция — это денежные средства, предоставляемые из бюджетной системы государства на выполнение определенной цели. Подобные средства обычно не выдаются физическим лицам, их получатели — другие уровни бюджетов. Например, за счет таких денег может быть профинансирована стройка муниципального здания или ремонт дорог.

Отличительным признаков субвенции является частичная безвозмездность. То есть она предоставляется на конкретные цели, и если средства не были полностью потрачены, то остаток подлежит возврату.

Перед тем, как разбираться, чем отличается субвенция от субсидии, необходимо прочитать и запомнить определения. Они уже о многом говорят.

Субсидия – это разновидность финансирования, которая приближена к пожертвованию. Однако денежная помощь выдаётся для конкретной цели. Применяется для того, чтобы поднять уровень жизни конкретного человека. Как правило, предназначается для малообеспеченных слоёв населения. В качестве источника может выступить местный или центральный бюджет.

Субвенция – выделяемые из бюджета деньги, которые даются на выполнение определённой цели. Средства не предназначаются для граждан. Они передаются исключительно из бюджета к бюджету. Выданы деньги могут быть, например, для финансирования строительства и развития дочерних компаний, представительств.

Дотация – это пожертвование, которое не подлежит возврату. Выдаётся не для выполнения определённой цели, поэтому использование средств не контролирует государство. Дотацией может быть как пожертвование в какой-либо фонд или организацию, так и выдача денег человеку от правительства или компании, фонда. Подобное практикуется во всех развитых государствах.

В чём разница?

Уже из определений можно сделать вывод, чем понятия отличаются друг от друга. Но можно рассмотреть данный вопрос подробнее. Уже стало ясно, что все термины обозначают передачу денег от бюджета к фирме или гражданскому лицу. Однако различия радикальны, и о них нельзя забывать.

Например, субвенция не предназначается для социальных выплат. Она передаётся исключительно из бюджета в бюджет, например, в помощь городу или району. Субсидии наоборот выдаются только людям и могут выражаться не только деньгами, но и, к примеру, лекарствами, учебниками.

Что касается дотации, то она отличается тем, что не имеет определённой цели. То есть, получивший её человек или фонд может распоряжаться средствами на своё усмотрение. А вот субсидия должна быть потрачена только на определённую цель, которая заранее обговаривалась.

Все перечисленные денежные выплаты не облагаются налогами. А решение об их выделении принимают уполномоченные лица. Но всегда, даже когда речь идёт о субвенции, помощь идёт от более крупного бюджета к меньшему.

Стоит отметить, что субвенция будет отличаться от субсидии ещё тем, что её обязательно потребуется вернуть в том случае, если деньги ушли не на ту цель или же не в нужное время. Тогда придётся восполнить полную сумму. А субсидия и дотация – это всегда безвозмездная передача денежных средств. Их возвращать не придётся. Однако, если выяснится, что выданные человеку средства пошли не на указанную цель, проблемы всё-таки могут возникнуть. Но за физическими лицами не так тщательно следят, как за компаниями и предприятиями.

Основания, по которым возможно назначение

Рассмотрим нюансы назначения.

Основания для предоставления субвенции


Выплата субвенций осуществляется только на основании заранее полученных заявок от органов муниципальной власти. Согласно закону, административные служащие в каждом субъекте РФ должны проанализировать свои расходы за прошедший период, определить потребности.

На основании проведенного анализа составляется заявка, которая направляется на рассмотрение в правительство. Все требования, указанные в этом документе рассматриваются и обсуждаются. Та часть, которая получила одобрение, получит право на субвенцию.

Все неизрасходованные средства в конце расчетного периода должны быть возвращены. При этом выход за пределы оговоренной суммы и получить большой остаток нежелательно — это свидетельствует о том, что расчеты были осуществлены неверно, и часть средств была удержана без необходимости.

Внимание! При выявлении факта, что субъект не израсходовал большую часть от полученных денежных средств, в следующем периоде он может быть оштрафован.

Основания для выплаты дотации

Дотация может предоставляться нескольким категориям получателей на различных основаниях:

  1. Трансферт из государственного бюджета в бюджеты другого уровня;
  2. Предоставление средств организациям для покрытия расходов на издержки производства;
  3. Предоставление выплат гражданам для покрытия их убытков.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. – субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. – выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Есть ли что-то общее?

Подробный сравнительный анализ межбюджетных трансфертов поможет выявить сходства между всеми перечисленными видами госпомощи. Все начисления безвозмездны, выражены в денежном эквиваленте и социально ориентированы.

Как оформить и получить выплаты

Каждый вид материальной помощи имеет свои тонкости оформления, которые требуют отдельного рассмотрения.

Субсидирование

За оформлением финансовой выплаты требуется обращаться в органы социальной защиты. Они имеют широкие полномочия:

  • давать консультации;
  • проводить проверки документов;
  • регулировать вопросы выдачи сертификатов и так далее.

Льготникам, имеющим право на субсидию, перед подачей документов стоит получить последнюю информацию относительно оформления в ЦСЗН. Эта необходимость связана с регулярными изменениями и дополнениями к действующим нормативным актам.

В любом случае основной пакет бумаг будет таким:

Условия получения субсидий на жилье сотрудникам МВД

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • справки, подтверждающие права на госпомощь.

В среднем документация рассматривается в течение 10 дней. В некоторых случаях ответственные лица запрашивают дополнительные бумаги. Неправомерный отказ заявитель всегда может обжаловать в судебном порядке.

Субвенцию

Заявка на получение субвенции имеет стандартную форму. Ее оформление проходит в несколько этапов:

  1. Заполнение представителем региональной власти.
  2. Указание всех прошлых расходов, запланированных на следующий расчетный период и обоснование своих финансовых претензий.
  3. Отправка в центральный орган власти.

После анализа приведенных фактов и одобрения заявки деньги выделяются на регион. Далее они распределяются в соответствии с необходимостью между муниципальными образованиями.

Каждый получатель обязуется предоставлять отчет об освоении средств каждые 3 месяца.

Дотации

Правила оформления дотаций указаны в БК РФ. Здесь же отражены:

  • порядок получения;
  • нюансы получения.

Основные получатели дотаций бюджеты:

  • второго уровня;
  • третьего уровня.

Также право на получение дотационной выплаты имеют:

  • льготные категории граждан;
  • крупные предприятия.

Среди бизнесменов максимально лояльно рассматриваются заявки от производителей сельскохозяйственной продукции.

Трансферт

С учетом того, что к межбюджетным трансфертам относятся все перечисленные виды материальной помощи, то нюансы их оформления нужно смотреть выше.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

  • жилищно-коммунальные субсидии;

  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Нюансы, которые следует учитывать в 2020 году

При оформлении запросов на материальную поддержку стоит учитывать, что существуют некоторые категории льготников, к которым применяются особые условия.

Для жителей Крыма

С момента вхождения полуострова в состав РФ крымчане получили равные права с российскими гражданами. Поэтому льготные категории населения могут оформить те же субсидии и принять участие в тех же программах господдержки, что и представители других регионов страны.

По запросам на дотации и субвенции полуостров опережает многие другие регионы. Материальная помощь составляет более 60-70% от бюджета Крыма. В 2020 правительство планирует увеличить ее размер до 150 миллиардов рублей.

Также в рамках поддержки действует федеральный проект «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя».

И если субвенции затрагивают разные регионы полуострова, то программа нацелена на его комплексное развитие.

Детям войны

Статус «Ребенок войны» официально не утвержден.

И несмотря на то что в законодательных актах он встречается, дети, рожденные в период с 1928 по 1945 годы, получают субсидии на основе других статусов:

  • ветераны войны или труда;
  • труженики тыла;
  • инвалиды войны и так далее.

Но существуют миллионы граждан, которые в эти категории не попадают. Поэтому они остались без помощи государства. Лишь некоторые регионы разработали программы, предусматривающие дотации для детей войны.

Если параллельно гражданин имеет право на другие субсидии и льготы, то они не отменяются, а суммируются и предоставляются одновременно.

Госпомощь – это важная часть внутренней политики страны. Поэтому с каждым годом перечень заявителей, имеющих возможность претендовать на нее, расширяется. Параллельно проходит индексация и увеличение размеров финансовой поддержки.

Оформление

Для получения субвенции необходимо написать заявление в центральные органы власти от имени городской администрации. При этом в документе должна быть указана обязательная информация.

В прошении указывается:

  • размер расходов за прошлый период;
  • планируемые траты на будущий год;
  • обоснованность траты денег.

При этом центральная власть самостоятельно решает, какую сумму направить в регион. Для этого существуют специальные методики, предназначенные для расчета размера перевода.

Процедура оформления прописки может меняться несколько раз в год, потому что во многих регионах ее самостоятельно устанавливают местные органы социальной защиты.

Правила и документы

Оформление субвенции — процедура, которую осуществляется от имени региона. От администрации требуется лишь заявление и отчетность о потраченных средствах за прошедший финансовый год. Процесс практически автоматизирован.

Гораздо сложнее дела обстоят с оформлением субсидии, ведь гражданину придется самостоятельно пройти эту процедуру, алгоритм которой может меняться несколько раз в год.

Порядок действий:

  1. Определить, к какому филиалу социальной защиты закреплен конкретный гражданин.
  2. Собрать доказательства того, что лицо имеет право на субсидию. Например, свидетельство о выходе на пенсию.
  3. Подать заявление в органы социальной защиты, предоставив справки, паспорт и заявление.

Заявление пишется в свободной форме на месте. Сотрудники соцзащиты обязаны предоставить образец и помочь в составлении прошения.

Для получения льгот гражданин должен соблюдать следующие условия:

  • быть резидентом Российской Федерации;
  • не иметь долгов за коммунальные платежи;
  • иметь постоянную регистрацию и жилье.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

  • перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

  • пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

>Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

  • размер территории;

  • географическое положение;

  • отраслевая направленность;

  • масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Каким критериям должны удовлетворять выданные субвенции

Критерии выдачи субвенции Условия использования субвенции
Возвратность средств Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению
Форма выдачи Субвенция выдается только денежными средствами
Кому выдается Субвенция выдается строго бюджету более низкого уровня, юридическим лицам
Налогообложение Субвенция налогами не облагается
Целевое использование Целевое использование субвенции обязательно
Контроль за целевым использованием Контроль за целевым использованием субвенции обязателен
Объем инвестиций Объем субвенции достаточен чтобы полностью покрыть необходимый объем денежных средств

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источники:

  • https://kinogirls.ru/otlichayutsya-subsidii-subventsiy/
  • https://ProSobstvennost.ru/subsidiya/otlichie-subvencii-subsidii-i-dotacii.html
  • https://zakonoved.su/v-chem-raznica-mezhdu-subsidiej-i-subvenciej.html
  • https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii
  • https://invalid.expert/dotacii-subsidii-subvencii/
  • https://arbatcredit.ru/dotatsii/
  • https://legaljurist.ru/sravnitelnyj-analiz-dotacij-subvencij-subsidij-bk-rf.html
  • https://cpi-invest.online/otlichie-subsidii-subventsii-dotatsii/
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector