Главная » Недвижимое » Регистрация » Выписка, подтверждающая право собственности на квартиру

Выписка, подтверждающая право собственности на квартиру

До 15 июля 2016 года в качестве документа, подтверждающего право собственности на квартиру, гражданам выдавалось «Свидетельство о государственной регистрации права». Данный документ выдавался Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Свидетельство печаталось на бумаге с водяными знаками и заверялось подписью ответственного лица (регистратора) и синей гербовой печатью.

Виписка из Единого государственного реестра недвижимостиС середины 2016 года от бумажных носителей было решено отказаться. Выдача свидетельств была прекращена, а им на смен сначала пришла выписка из ЕГРП (Единого государственного реестра прав), а в 2017 году — выписка из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости). Ранее выданные свидетельства продолжают действовать, но по существу утратили свое значение, для совершения сделок они больше не требуются.

Для лучшего понимания современного состояния вопросов, связанных с правом собственности на жилье, рассмотрим их по порядку.

Документы, подтверждающие право

Любое возникшее (или существующее) право обязательно подтверждается документальными источниками. В юриспруденции их принято делить на:

  1. Первичные (правоустанавливающие). Содержат сведения, на основании чего возникло право собственности (различные договоры, нормативные акты и т.п., список очень широк).
  2. Вторичные (правоподтверждающие). Они удостоверяют право. Это как раз свидетельство о регистрации (до середины 2017) и выписка из ЕГРН в наши дни. Именно эти документы подтверждают право собственности на квартиру.
  3. Описывающие параметры объекта недвижимости (количество квадратных метров, общих и жилых, количество и расположении комнат, высоту потолка и т.п.). Это кадастровый паспорт.

Вид правоустанавливающих документов зависит от способа, которым человек получает недвижимость во владение. Обычно это происходит одним из следующих способов:

  • по наследству;
  • по дарственной;
  • в результате обмена;
  • по программе приватизации;
  • по решению суда о признании права собственности;
  • по договору купли-продажи (в том числе с использованием ипотеки);
  • долевое или паевое участие в строительстве;
  • самостоятельное (своими силами) строительство.

По итогам перечисленных выше вариантов первичными документами будут:

  1. «Свидетельство о праве на наследство по закону» —выдается нотариусом по истечении 6 месяцев с момента смерти бывшего собственника. 
  2. Договора купли-продажи (ДКП), дарения, мены, ренты. 
  3. Договор о долевом строительстве, справка о выплате пая в строительном кооперативе. 
  4. Приватизационный договор (о безвозмездной передаче жилья). 
  5. Вступившее в силу постановление суда о признании права. 

На основании рассмотрения первичных (правоустанавливающих) документов государство в лице Росреестра вносит запись о праве гражданина на недвижимость в ЕГРН, выдает ему заверенную выписку, которая и является документом, подтверждающим право собственности на квартиру.

Государственная регистрация является обязательной, без нее переход права собственности не считается осуществленным. Поэтому если при сделке с квартирой продавец, получив деньги (или иную выгоду), уклоняется от её регистрации, противоположная сторона имеет право для обращения в суд и регистрации сделки без второго участника.

Внесение записи в ЕГСН

Для регистрации права собственности на квартиру заинтересованное лицо может обратиться по своему усмотрению в:

  1. Территориальный орган Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
  2. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Действует принцип экстерриториальности.

Внесение записи в ЕГРН производится РосреестромМФЦ в данном случае выполняет курьерские функции. Все значимые действия, включая проверку предоставляемых для регистрационных действий документов, осуществляются в Росреестре. Зато не надо далеко ехать и стоять в очереди.

На осуществление действий госоргану дается 10 рабочих дней. В случае обнаружения недостоверных сведений в регистрации отказывается. Срок рассмотрения дела может быть продлен на 30 дней для исправления ошибок, подачи недостающих бумаг и т.п. В противном случае необходимо вновь подавать заявления и снова оплачивать государственную пошлину.

Государственная пошлина в случае, если собственность получена в результате госпрограммы приватизации (за регистрацию доли многоквартирном доме), составляет всего 200 рублей. За регистрацию при купле-продаже придется заплатить уже 2000 рублей. Более подробная информация о размерах пошлины применительно к разным случаям регистрационных действий размещена на сайте Росреестра.

Список документов

Перечень необходимой документации зависит от вида сделки. Например, для запуска (подачи в МФЦ) процесса регистрации на основании ДКП необходимо подготовить следующий комплект документов:

  • Заявление о государственной регистрации (его форма определена приказом №920  Минэкономразвития, подписанным еще Улюкаевым) – скачать форму заявления
  • Паспорта лиц, участвующих в сделке (их отсканируют, а копии заверят). 
  • Доверенности представителей (если сделку проводят доверенные лица). 
  • Оригинал правоустанавливающего документа продавца (выписка из ЕГРН должна быть не старше одного месяца). 
  • ДКП в трёх экземплярах. 
  • Кадастровый/техпаспорт. 
  • Заверенное нотариусом (с целью доказать) согласие на сделку супруга продавца. 
  • Согласие органов опеки, если в роли продавца (нынешнего собственника) выступает несовершеннолетний или гражданин, признанный недееспособным вследствие психического заболевания. 
  • Документ, подтверждающий уплату госпошлины. 

Комплект сдается сотруднику МФЦ, который взамен выдает обратившемуся за услугой гражданину список принятых от него документов, а также сообщает примерное время готовности (с учетом выходных и праздничных дней).

Какие сведения содержит выписка?

Выписка из ЕГРН содержит более широкие сведения, нежели присутствуют в регистрационном удостоверении (свидетельстве). Это:

  • Ф.И.О. собственников объекта.
  • Форма собственности.
  • Дата оформления прав.
  • Наличие/отсутствие обременений, ограничений и арестов.
  • Сведения из кадастра.
  • Стоимость имущества (для взимания налогов).
  • Технические характеристики недвижимости (этажность, метраж и т.п.)
  • План-чертеж объекта.
  • Сведения о лице, заказывающем выписку.

Наиболее важной информацией для лиц, планирующих сделку с данной недвижимостью, являются сведения о собственниках квартиры и наличии/отсутствии обременений.

Важно:

  • Нотариальное заверение ДКП не дает никаких преимуществ (что называется, кроме психологического комфорта): заверенный договор регистрируется на тех же основаниях, что и незаверенный.
  • В случае, когда продавец/даритель имущества скончался, уклоняется от прихода в госучреждение для осуществления госрегистрации, надо сразу же обратиться с исковым заявлением в суд. Получив решение суда, осуществить действия по регистрации права без участия противоположной стороны.

Выписку ЕГРН может получить любое лицо, обратившееся в МФЦ и оплатившее госпошлину. Это делает российский рынок недвижимости более прозрачным и уменьшает возможности для махинаций.

2 комментария

  1. Нотариус потеряла документы на право собственности на квартиру, хотя он несет ответственность за их сохранность, что мне делать?

  2. Не можем найти свидетельство о государственной регистрации, как можно восстановить?

Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector