Лицам, ставшим владельцами квартир в новостройках, следует зарегистрировать жилье в собственность, чтобы быть вправе распоряжаться им в полной мере (продавать, дарить, сдавать в аренду и т.д.) и получить налоговые льготы.
В этой статье
- Стоимость процедуры оформления регистрации прав на недвижимость
- Регистрация права собственности
- Ввод дома в эксплуатацию застройщиком и получение соответствующих документов
- Приемка квартиры и документов на нее от застройщика
- Возможные сложности при оформлении
- Какие нужно собрать документы
- Установленные сроки
- Порядок оформления права собственности на квартиру в новостройке
Стоимость процедуры оформления регистрации прав на недвижимость
Услуга оформления права собственности на недвижимость платная и требует внесения обязательных и факультативных платежей. Первым обязательным платежом является госпошлина, размер которой в 2020 году составляет 1 тыс. руб. Сумма переводится на счет органов Росреестра. Также при регистрации прав на жилое помещение нужно оплатить документы, представляемые в Росреестр вместе с заявлением на регистрацию, например, технический паспорт на квартиру, который выдается БТИ. Стоимость технического паспорта составит до 250 руб.
Дополнительно при необходимости оплачиваются:
- услуги многофункциональных центров по формированию пакета документов для подачи в органы Росреестра;
- услуги нотариуса – для оформления доверенности при проведении регистрации в интересах третьих лиц либо разрешения на оформление собственности или ее части на несовершеннолетнего;
- услуги консультанта – для подписания акта приема-передачи жилья и составления дефектных актов к нему;
- услуги юриста – в случае невозможности или отказа компании-застройщика представить требуемые для регистрации документы на дом.
Регистрация права собственности
Регистрация квартиры в собственность в новостройке может осуществляться только после того, как застройщик сдал дом и, получив все необходимые подтверждения, зарегистрировал его в Росреестре. Пока дом не прошел сертификацию на соответствие проектной документации, требованиям пожарной и электробезопасности и т.д., дольщик не сможет зарегистрировать собственность.
Когда дом зарегистрирован в Росреестре, нужно приступать к регистрации квартиры. Она возможна через МФЦ. Сотрудники центров предоставляют услуги по формированию пакета документов, в т.ч. их нумерации и прошивке в соответствии с требованиями Росреестра.
Заявление рассматривается в течение 30 дней после представления всех требуемых документов, по истечении данного срока нужно явиться в отделение, в которое были поданы документы, для получения выписки из ЕГРП и экземпляра представленных при подаче заявления документов на квартиру (вторая копия остается в Росреестре). При обращении за помощью в МФЦ процедура займет на несколько дней больше.
В соответствии с законодательством регистрация права собственности на жилье – обязанность его владельца, тем не менее нередко застройщики, чтобы повысить лояльность клиентов, берут эту обязанность на себя. Прежде чем соглашаться на такое предложение, гражданам целесообразно изучить отзывы о застройщике и его опыт по регистрации квартир. Если деловая репутация исполнителя неоднозначна, лучше не рисковать и во избежание необходимости переоформления и потери времени провести процедуру самостоятельно.
Ввод дома в эксплуатацию застройщиком и получение соответствующих документов
Для ввода дома в эксплуатацию обязательно:
- наличие у застройщика документов, подтверждающих его права на земельный участок и осуществление строительства на нем;
- наличие проектно-сметной документации и заключения комиссии, сделанного по результатам экспертизы, о соответствии дома требованиям утвержденной документации;
- получение застройщиком разрешений на ввод дома в эксплуатацию по результатам экспертизы местных органов энергонадзора, водоканала, пожарной безопасности;
- подписание покупателями жилья актов приема-передачи и устранение дефектов, указанных в соответствующих актах, при их наличии;
- присвоение дому адреса;
- оформление застройщиком документов на дом и его регистрация в Росреестре.
Когда дом введен в эксплуатацию, все требуемые по закону бумаги оформлены, владельцы собирают документы на квартиры, аналогичные документам на дом (техпаспорт, протокол разделения площади и др.) и регистрируют их в собственность.
Приемка квартиры и документов на нее от застройщика
К приемке жилья у застройщика следует подойти ответственно, так как после подписания акта приемки-передачи помещения добиться от него исправления обнаруженных впоследствии недоделок будет сложно. Подача судебных исков требует денег и времени, разбирательства по строительным делам часто затягиваются.
При приемке квартиры можно пригласить специалиста-консультанта либо самостоятельно составить дефектный акт. Подписывать акт приемки-передачи до устранения всех поименованных недостатков не следует.
Обратить внимание при осмотре квартиры рекомендуется:
- На пожарную безопасность (изоляция проводки, качество закрепления розеток и т.д.).
- Трубы, краны и канализацию. Никаких трещин в трубах не допускается, вода из кранов должна течь равномерно.
- Соблюдение указанного в договоре метража квартиры (если площадь меньше, застройщик должен вернуть стоимость недостающих метров).
- Качество окон (чтобы не было щелей и сквозняков).
- Кривизну стен. Если в стенах есть выбоины либо угол наклона превышает норму, это следует отразить в дефектном акте. Кривизна стен измеряется при помощи уровня.
- Наличие пустот. Если квартира сдана с отделкой, нужно простучать плитку и паркет, чтобы установить, не осталось ли в полу или стене дыр.
- Наличие трещин. Если квартира сдана без отделки, пол и стены проверяются на наличие трещин. Информацию о трещинах, превышающих допустимый по норме размер, нужно отразить в дефектном акте.
- Состояние бытовых и иных приборов, установленных застройщиком, наличие гарантийных талонов на них.
Владельцы квартир вправе получить информацию о готовности данных бумаг. Пока документация со стороны застройщика не оформлена, жильцам не имеет смысла подавать свои бумаги на регистрацию, они приняты не будут.
Возможные сложности при оформлении
Самая распространенная ситуация, в которой у владельцев квартир возникают трудности при регистрации квартиры в собственность, – это когда застройщик своевременно не зарегистрировал дом.
Если не все владельцы квартир подписали акты приемки жилья, дом не сдан в эксплуатацию или застройщик по иным причинам не собрал пакет документов для регистрации, оформить помещение в собственность возможно только через суд. Потребуется составлять иск против застройщика в связи с нарушением договора строительства/покупки жилья и привлекать юриста для ведения процесса. Такие дела часто решаются в пользу истца, хотя все равно чреваты временными и финансовыми издержками.
Также трудности появятся в случае утери или оформления с помарками, подчистками и т.д. требуемых бумаг, в регистрации будет отказано до момента представления всего пакета документов в надлежащей форме.
Чтобы избежать ошибок при оформлении документации, можно обратиться к специалистам МФЦ.
Какие нужно собрать документы
Перечень документов для оформления квартиры следующий (все бумаги требуется представить в оригинале и приложить копии в 2 экземплярах):
- Заявление.
- Документ, удостоверяющий личность. Для совершеннолетних – паспорт, удостоверение беженца и т.п. Если среди жильцов будут несовершеннолетние, то понадобятся свидетельства о рождении.
- Договор строительства или покупки квартиры.
- Передаточный акт, подписанный застройщиком и владельцем квартиры.
- Технический паспорт с указанием характеристик помещения, его кадастровой стоимости и экспликацией.
- Протокол разделения площади на жилую и нежилую.
- Разрешение органов опеки (при наличии несовершеннолетних).
- Договор кредитования (при оформлении банковского займа на жилье).
- Доверенность в случае проведения регистрации в интересах третьих лиц.
- Квитанция об уплате госпошлины.
Все бумаги должны быть оформлены (подписаны и заверены) в соответствии с требованиями законодательства, подделка, исправления, подчистки и т.п. не допускаются.
Установленные сроки
В отношении регистрации прав на квартиру законом установлен только один срок – 30 дней со дня представления оформленного надлежащим образом пакета документов на рассмотрение заявления Росреестром.
Порядок оформления права собственности на квартиру в новостройке
С учетом вышеизложенного порядок регистрации квартиры в новостройке в собственность следующий:
- Заключение договора на покупку либо строительство квартиры в новостройке. После подписания данного акта гражданин становится владельцем жилого помещения. Договор обязательно сохранить и предъявить в дальнейшем для регистрации права собственности.
- Подписание акта приемки квартиры (в случае наличия недоделок сначала подписываются дефектные акты).
- Ожидание, пока застройщик сдаст дом и зарегистрирует его в Росреестре.
- Сбор документов для регистрации квартиры (в первую очередь обращение в БТИ за кадастровым паспортом). Оплата госпошлины и подача заявления.
- Получение права собственности по истечении 30 дней.