Главная » Недвижимое » Регистрация » Документы, необходимые для регистрации дачного дома в собственность

Документы, необходимые для регистрации дачного дома в собственность

Участки, предоставляемые ранее гражданам, обязательно имеют на своей территории дачный домик, предназначенный для отдыха хозяев после огородных трудов, для хранения инструмента и хозяйственного инвентаря. Это объект, построенный по закону без разрешения на стройку и начало эксплуатации. Законы РФ не настаивают на непременном переводе такой недвижимости в собственность, но хозяева не могут распоряжаться имуществом в полном объеме, не могут его продать, передать по наследству или обменять. Юридически этой недвижимости нет, и формально она является собственностью государства. Дачные постройки следует узаконивать в соответствии с существующими нормами, пока есть возможность. Регистрация и оформление дачного дома в собственность в 2019 году усложнена по причине формирования единого реестра недвижимого имущества.

Упрощенный вариант

Оформление садовых построек по дачной амнистииВ 2006 году государством были сформированы принципы новых правовых норм, позволивших владельцам неучтенной земли оформить свои участки и постройки на них по упрощенной программе. У дачников эта программа получила название «дачная амнистия». Действие ее было продлено до марта текущего года. Этот вариант процедуры перевода постройки в собственность распространяется на такие объекты:

  • садовые постройки: дачи, домики на земле, переданной для хозяйственных работ и садоводства;
  • банные постройки;
  • гаражные постройки на капитальной основе;
  • постройки для хозяйства: сараи, беседки, веранды;
  • коттеджные сооружения на участке для жилого строительства;
  • иные постройки.

От владельцев дачных домиков требовалось наличие документов о приватизации или подтверждающих факт нахождения земли в собственности. Для начала процедуры надо написать заявление и собрать пакет необходимых документов:

  • паспорт владельца дома (физическое лицо) или его поверенного с доверенностью, заверенной нотариусом; 
  • декларацию об объекте с его полными характеристиками (2 экз.); 

Она составляется по образцу, утвержденному Минэкономразвития и пишется самим заявителем. Ее не надо согласовывать ни с какими инстанциями и специалистами. В декларации должна быть отражена информация о наименовании и виде объекта, целевое использование, теххарактеристики и номер в кадастре.

  • документы о праве владения землей (договор аренды, свидетельство); 
  • квитанция о госпошлине (2 экз.). 

Регистрация прав на дачный дом осуществляется РосреестромОтделение Росреестра или МФЦ обязаны предоставить реквизиты для уплаты госпошлины. Здесь же можно получить справочную информацию о составе пакета бумаг для учета дачных домов. Собранные документы для регистрации сдаются в службу госрегистрации. Исходный документ выдается через месяц после проверки.

Применение упрощенной формы учета построек для дачников ранее было ограничено во времени. С марта 2015 года ее срок должен был прекратиться. Однако, пойдя навстречу пожеланиям граждан, законодатель продлил сроки действия программы для некоторых категорий граждан. Дачники, огородники, члены некоммерческих садовых организаций, не успевшие зарегистрироваться, могут оформить все в упрощенном виде до конца 2020 года бесплатно.

Оформление жилого дома

Оформление в собственность жилого дома, расположенного на участке земли, выделенной для стройки, имеет свои нюансы, возникшие в связи с усложнением законодательства текущего года. Следует оформить технический и кадастровый паспорт на земельный участок. Их наличие является подтверждением существования объекта. На первом этапе подготовки для получения паспортов надо подать в БТИ заявление. Эксперты составят технический план, проведя замеры и осмотр постройки, определят координаты. Все данные заносятся в соответствующий протокол. Документация на постройку будет готова через 14 дней. Для подготовки такого плана надо собрать пакет следующих документов:

  • выписку на землю — оформляется кадастровой палатой; 
  • выписку об отсутствии сведений о постройке в кадастре. 

На втором этапе следует запросить документ об адресе, присвоенном постройке, который можно получить в архбюро администрации города, подав заявление. Документ готовится на основании заключения БТИ. В случае если право собственности на жилой дом уже было получено раньше, паспорт из кадастра не предоставляется. Помимо этого, потребуется разрешение территориальных органов о начале эксплуатации постройки. Если ведется строительство, надо разрешение и на него. В инстанции по месту расположения дома следует предоставить:

  • заявление; 
  • подлинник квитанции о госпошлине + копия; 
  • паспорт хозяина или его представителя с доверенностью от нотариуса; 
  • паспорт из кадастра участка и дома (2 экз.); 
  • бумаги на участок с его целевым назначением;
  • постановление об адресе; 
  • договор (аренды, купли-продажи — копия и подлинник). 
Регистрация имущественной собственности на дачный дом производится местным управлением территории, где располагается оформляемый объект. Данные об имуществе вписываются в ЕГР прав, делаются пометки в документах владельца. После этого выдается документ о госрегистрации, который служит единственным подтверждением наличия права на дачный дом.

Нестандартные ситуации

Очень часто возникают проблемы с регистрацией в ситуации, если дом построен на земельном участке без наличия разрешения. До полной легализации дома получить свидетельство будет невозможно. Разрешение проблемы зависит от типа такого строения. Вариантов бывает несколько:

  • Земля занята самовольно, на ней имеется самовольно завершенное строительство.

Самовольный владелец может быть оштрафован, а незаконная постройка снесена, если не получится договориться с хозяином земли.

  • Постройка находится на непредназначенной для этого земле. Положительный результат возможен для нежилых построек.
  • Строительные работы на участке не разрешены. Решение проблемы возможно в судебном порядке.

Признание прав на жилой дом в судебном порядкеВ ситуации, когда гражданин хочет поставить на учет заброшенное загородное строение, не имеющее владельца, являющееся бесхозным имуществом, ему надо решать вопрос через суд по прошествии года, в течение которого владелец так и не появился. Перед началом оформления надо навести справки о наличии владельца, выяснить, не было ли отказа, кто собственник. Если заявитель подтвердит, что добросовестно выполнял обязанности хозяина в течение пятнадцати лет, он может воспользоваться правилом приобретательской давности.

Зачем оформлять в собственность дачный дом

Иметь документ о признании права на дачный дом надо, т. к. часто возникают ситуации, при которых такие бумаги просто обязательны. Статья 396 НК, пункт 16 гласит, что если объект не поставлен на учет в течение 10 лет с момента приобретения участка, то за все это время может быть начислен налог в двойном размере. Дачные дома надо обязательно оформить в собственность по нескольким причинам:

  • Постройки могут признать самостроем и снести (ст. 222 ГК РФ).

Эта статья раньше применялась редко, но вступила в силу программа «Массовый снос проблемной недвижимости», что значительно увеличило вероятность сноса.

  • Разрешение споров с соседями о границах участка.
  • Исключить начисление налога за 3 года на имущество и штрафа в размере 20% от суммы налога.
  • Решение проблем коммуникаций: подведение газа, электричества.
  • Распоряжение своим имуществом в полной мере: страховать, дарить, передавать в наследство и т. д.

Регистрация неучтенных построек является для государства важнейшим фактором для упорядоченья земельного устройства и законодательства. Для простых граждан — это возможность оставить в своей собственности любимый дачный дом с верандой. Сейчас такая возможность еще существует, но законодательные нормы текущего года уже усложнились. Не факт, что установленный сейчас порядок вещей сохранится и далее.

4 комментария

  1. Дмитрий

    В 2015г мы построили на дачном участке новый дом, при этом сохранили старый (маленький) и используем его как хозяйственную постройку. В этом году установили забор по периметру участка и решили, что пора уже оформлять собственность на новый дом и переделать кадастровый план на земельный участок. В МФЦ оформление приостановили, т.к. оказалось, что часть дома расположилась на участке, что принадлежит электросетям. И полоса обозначена гораздо шире по их кадастровому плану, чем на нашем кадастровом. Мы оформляли кадастровый план на землю в 2009г, а электросети – в 2010г. что нам делать, как доказать, что дом находиться в черте нашего собственного участка?

  2. Регистрируем садовый домик в СНТ. Нам говорят, что его его можно оформить только как нежилой дом. А нам нужны документы на собственность жилого дома. Что делать?

  3. Читая разъяснения на данном сайте, я так и не поняла, могу ли я сдать на регистрацию в 2019 году документацию, оформленную кадастровым инженером в декабре этого года? В связи с отъездом я не успеваю это сделать до нового года.

  4. Скажите пожалуйста, на чье имя (в какую организацию) пишется заявление о присвоении адреса дачного дома, Москва поселение Рязановское?

Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector