Участки, предоставляемые ранее гражданам, обязательно имеют на своей территории дачный домик, предназначенный для отдыха хозяев после огородных трудов, для хранения инструмента и хозяйственного инвентаря. Это объект, построенный по закону без разрешения на стройку и начало эксплуатации. Законы РФ не настаивают на непременном переводе такой недвижимости в собственность, но хозяева не могут распоряжаться имуществом в полном объеме, не могут его продать, передать по наследству или обменять. Юридически этой недвижимости нет, и формально она является собственностью государства. Дачные постройки следует узаконивать в соответствии с существующими нормами, пока есть возможность. Регистрация и оформление дачного дома в собственность в 2019 году усложнена по причине формирования единого реестра недвижимого имущества.
В этой статье
Упрощенный вариант
В 2006 году государством были сформированы принципы новых правовых норм, позволивших владельцам неучтенной земли оформить свои участки и постройки на них по упрощенной программе. У дачников эта программа получила название «дачная амнистия». Действие ее было продлено до марта текущего года. Этот вариант процедуры перевода постройки в собственность распространяется на такие объекты:
- садовые постройки: дачи, домики на земле, переданной для хозяйственных работ и садоводства;
- банные постройки;
- гаражные постройки на капитальной основе;
- постройки для хозяйства: сараи, беседки, веранды;
- коттеджные сооружения на участке для жилого строительства;
- иные постройки.
От владельцев дачных домиков требовалось наличие документов о приватизации или подтверждающих факт нахождения земли в собственности. Для начала процедуры надо написать заявление и собрать пакет необходимых документов:
- паспорт владельца дома (физическое лицо) или его поверенного с доверенностью, заверенной нотариусом;
- декларацию об объекте с его полными характеристиками (2 экз.);
Она составляется по образцу, утвержденному Минэкономразвития и пишется самим заявителем. Ее не надо согласовывать ни с какими инстанциями и специалистами. В декларации должна быть отражена информация о наименовании и виде объекта, целевое использование, теххарактеристики и номер в кадастре.
Отделение Росреестра или МФЦ обязаны предоставить реквизиты для уплаты госпошлины. Здесь же можно получить справочную информацию о составе пакета бумаг для учета дачных домов. Собранные документы для регистрации сдаются в службу госрегистрации. Исходный документ выдается через месяц после проверки.
Оформление жилого дома
Оформление в собственность жилого дома, расположенного на участке земли, выделенной для стройки, имеет свои нюансы, возникшие в связи с усложнением законодательства текущего года. Следует оформить технический и кадастровый паспорт на земельный участок. Их наличие является подтверждением существования объекта. На первом этапе подготовки для получения паспортов надо подать в БТИ заявление. Эксперты составят технический план, проведя замеры и осмотр постройки, определят координаты. Все данные заносятся в соответствующий протокол. Документация на постройку будет готова через 14 дней. Для подготовки такого плана надо собрать пакет следующих документов:
- выписку на землю — оформляется кадастровой палатой;
- выписку об отсутствии сведений о постройке в кадастре.
На втором этапе следует запросить документ об адресе, присвоенном постройке, который можно получить в архбюро администрации города, подав заявление. Документ готовится на основании заключения БТИ. В случае если право собственности на жилой дом уже было получено раньше, паспорт из кадастра не предоставляется. Помимо этого, потребуется разрешение территориальных органов о начале эксплуатации постройки. Если ведется строительство, надо разрешение и на него. В инстанции по месту расположения дома следует предоставить:
- заявление;
- подлинник квитанции о госпошлине + копия;
- паспорт хозяина или его представителя с доверенностью от нотариуса;
- паспорт из кадастра участка и дома (2 экз.);
- бумаги на участок с его целевым назначением;
- постановление об адресе;
- договор (аренды, купли-продажи — копия и подлинник).
Нестандартные ситуации
Очень часто возникают проблемы с регистрацией в ситуации, если дом построен на земельном участке без наличия разрешения. До полной легализации дома получить свидетельство будет невозможно. Разрешение проблемы зависит от типа такого строения. Вариантов бывает несколько:
- Земля занята самовольно, на ней имеется самовольно завершенное строительство.
Самовольный владелец может быть оштрафован, а незаконная постройка снесена, если не получится договориться с хозяином земли.
- Постройка находится на непредназначенной для этого земле. Положительный результат возможен для нежилых построек.
- Строительные работы на участке не разрешены. Решение проблемы возможно в судебном порядке.
В ситуации, когда гражданин хочет поставить на учет заброшенное загородное строение, не имеющее владельца, являющееся бесхозным имуществом, ему надо решать вопрос через суд по прошествии года, в течение которого владелец так и не появился. Перед началом оформления надо навести справки о наличии владельца, выяснить, не было ли отказа, кто собственник. Если заявитель подтвердит, что добросовестно выполнял обязанности хозяина в течение пятнадцати лет, он может воспользоваться правилом приобретательской давности.
Зачем оформлять в собственность дачный дом
Иметь документ о признании права на дачный дом надо, т. к. часто возникают ситуации, при которых такие бумаги просто обязательны. Статья 396 НК, пункт 16 гласит, что если объект не поставлен на учет в течение 10 лет с момента приобретения участка, то за все это время может быть начислен налог в двойном размере. Дачные дома надо обязательно оформить в собственность по нескольким причинам:
- Постройки могут признать самостроем и снести (ст. 222 ГК РФ).
Эта статья раньше применялась редко, но вступила в силу программа «Массовый снос проблемной недвижимости», что значительно увеличило вероятность сноса.
- Разрешение споров с соседями о границах участка.
- Исключить начисление налога за 3 года на имущество и штрафа в размере 20% от суммы налога.
- Решение проблем коммуникаций: подведение газа, электричества.
- Распоряжение своим имуществом в полной мере: страховать, дарить, передавать в наследство и т. д.
Регистрация неучтенных построек является для государства важнейшим фактором для упорядоченья земельного устройства и законодательства. Для простых граждан — это возможность оставить в своей собственности любимый дачный дом с верандой. Сейчас такая возможность еще существует, но законодательные нормы текущего года уже усложнились. Не факт, что установленный сейчас порядок вещей сохранится и далее.
В 2015г мы построили на дачном участке новый дом, при этом сохранили старый (маленький) и используем его как хозяйственную постройку. В этом году установили забор по периметру участка и решили, что пора уже оформлять собственность на новый дом и переделать кадастровый план на земельный участок. В МФЦ оформление приостановили, т.к. оказалось, что часть дома расположилась на участке, что принадлежит электросетям. И полоса обозначена гораздо шире по их кадастровому плану, чем на нашем кадастровом. Мы оформляли кадастровый план на землю в 2009г, а электросети – в 2010г. что нам делать, как доказать, что дом находиться в черте нашего собственного участка?
Регистрируем садовый домик в СНТ. Нам говорят, что его его можно оформить только как нежилой дом. А нам нужны документы на собственность жилого дома. Что делать?
Читая разъяснения на данном сайте, я так и не поняла, могу ли я сдать на регистрацию в 2019 году документацию, оформленную кадастровым инженером в декабре этого года? В связи с отъездом я не успеваю это сделать до нового года.
Скажите пожалуйста, на чье имя (в какую организацию) пишется заявление о присвоении адреса дачного дома, Москва поселение Рязановское?