1 марта 2019 года заканчивается последний срок продления действия «Дачной амнистии» (№ 93-ФЗ от 30.05.06) упрощавшей технологию оформления прав собственности на объекты недвижимости. В связи с этим у многих владельцев дачных участков и загородных домиков (которыми они владеют по факту, но не юридически) возник вопрос, как оформить свою дачу в собственность в новых реалиях.
Что меняется для граждан после 1 марта, насколько усложняется процесс регистрации права собственности и другие вопросы, связанные с оформлением собственности дачников в 2019 г. рассмотрим поподробней.
В этой статье
Немного истории
Одним из способов решения проблемы обеспечения граждан продовольствием во времена СССР было выделение им земельных участков. Вокруг каждого промышленного города возникли многочисленные садовые товарищества и кооперативы. Граждане не только выращивали на них картошку, но и со временем выстроили на них (как правило, без документов) многочисленные сооружения, в том числе пригодные для проживания дома.
В советское время земля была в собственности государства, дачники получили лишь возможность пользоваться ею. С приходом рыночной экономики появилась возможность бесплатной приватизации не только жилья, но и земли.
Желая вывести дачников из «тени», государство приняло в 2006 г. закон, упрощающий оформление и регистрацию права собственности. Чтобы население лучше поняло цель закона, его назвали «Дачной амнистией». По амнистии оформляются участки и находящаяся на них недвижимость, полученная россиянами в период до 01.01.01 (т. е. до вступления в действие ЗК РФ).
Что меняется в 2019
Сразу надо отметить, что бесплатная приватизация земельных участков продлится до конца 2020 г. С 01.31.18 завершается только возможность облегченной регистрации жилых домов. Гражданам, которые будут обращаться для регистрации в Росреестр, дополнительно (кроме документов на землю) придется представить разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Данный документ выдает местная администрация, которая должна сформировать комиссию и выехать на объект для проверки его готовности к проживанию.
Процесс регистрации в 2019
Оформление дачи в собственность (сначала оформляется земля) осуществляется в следующей последовательности:
- Согласование с обществом. Любой член кооператива (ст. 252 ГК) имеет право выделить участок в долевую собственность с согласия других членов (отсутствие ущерба). Поэтому должно быть решение кооператива/товарищества.
- Подача заявления местным властям. Земельные отношения — прерогатива местного муниципалитета. Заявление о желании приобрести право собственности на свой дачный участок и набор соответствующих документов дачник должен предоставить именно туда.
- Решение по заявлению. Время рассмотрения ограничено 10 рабочими днями. По итогам рассмотрения местная власть выносит решение о предоставлении возможности оформления права собственности на участок либо об отказе в этой возможности (с указанием причин). В случае отказа гражданин имеет право на обращение в суд.
- Определение границ. После получения согласия от местных властей необходимо определить границы земельного участка и разработать кадастровый план. Этим занимается кадастровый инженер. Для его вызова надо обратиться в Кадастровую палату.
- Постановка на кадастровый учёт. По завершении действий по установлению границ и подготовке кадплана участок будет поставлен на учет, а дачник получит на руки кадастровый паспорт.
- Регистрация. Гражданин через МФЦ подает заявление и документацию в Росреестр. Регистрация (в случае отсутствия ошибок) осуществляется за 10 суток.
Документы для регистрации земли
На каждом этапе процесса регистрации дачнику будут нужны определенные документы.
Для обращения в администрацию:
- схема нахождения дачного участка на кадплане или план межевания;
- членская книжка (документ, подтверждающий связь дачника с участком).
Для обращения в кадастровую палату:
- разрешение (согласие) администрации плюс представленные ранее ей документы, на основании которых был выдан положительный ответ;
- справка об отсутствии задолженностей;
- справка с данными о габаритах участка и дате выделения участка товариществу/кооперативу;
- документ об уплате госпошлины.
Для обращения в Росреестр:
Документы для регистрации жилого строения
Регистрация жилого дома — более сложный процесс. Дом на участке под ИЖС регистрируется только после регистрации самого участка.
В 2019 году (с 01.03) для оформления здания в собственность потребуется подготовить следующий набор документов:
- заявление;
- разрешение на ввод дома в эксплуатацию (выдает местная администрация);
- техплан здания (готовят кадастровые инженеры на платной основе);
- документ, подтверждающий право собственности на землю (под зданием);
- разрешение на строительство (выдается местной администрацией);
- квитанция об оплате госпошлины.
При отсутствии разрешения регистрация производится через суд после уплаты штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей.
Для регистрации через суд необходимо, чтобы строение:
- Располагалось на земельном участке, находящемся в собственности (официально оформленной) того, кто построил дом.
- Не несло опасности и не нарушало интересы сторонних лиц (соседей);
- Соответствовало санитарным, экологическим, строительным, пожарным и прочим требованиям (подтверждается соответствующим документом).
Зачем это нужно
Гражданину оформленное право собственности на недвижимость нужно для возможности совершать с ним юридически значимые сделки (в том числе получать компенсацию в случае изъятия на государственные нужды).
Государству это позволяет увеличить налогооблагаемую базу. Собственно, поэтому государство и стимулирует граждан регистрировать дома, которые стоят построенными, но неоформленными по 10-20 лет. Ведь, как только у налогоплательщика появляется право на недвижимость, возникает и обязанность платить налоги.
У меня есть в собственности земля, есть свидетельство собственности, кадастровый паспорт. Нужно ли делать межевание участка? И какие документы готовить, что бы правильно оформить дом на участке?
Кто бы мог заняться оформлением дачного участка?