Главная » Недвижимое » Регистрация » Пошаговая инструкция по оформлению документов на дачу

Пошаговая инструкция по оформлению документов на дачу

1 марта 2019 года заканчивается последний срок продления действия «Дачной амнистии» (№ 93-ФЗ от 30.05.06) упрощавшей технологию оформления прав собственности на объекты недвижимости. В связи с этим у многих владельцев дачных участков и загородных домиков (которыми они владеют по факту, но не юридически) возник вопрос, как оформить свою дачу в собственность в новых реалиях.

Что меняется для граждан после 1 марта, насколько усложняется процесс регистрации права собственности и другие вопросы, связанные с оформлением собственности дачников в 2019 г. рассмотрим поподробней.

Немного истории

Дачная амнистияОдним из способов решения проблемы обеспечения граждан продовольствием во времена СССР было выделение им земельных участков. Вокруг каждого промышленного города возникли многочисленные садовые товарищества и кооперативы. Граждане не только выращивали на них картошку, но и со временем выстроили на них (как правило, без документов) многочисленные сооружения, в том числе пригодные для проживания дома.

В советское время земля была в собственности государства, дачники получили лишь возможность пользоваться ею. С приходом рыночной экономики появилась возможность бесплатной приватизации не только жилья, но и земли.

Начиная с 2001 г., операции с землей в РФ стали регулироваться Земельным кодексом. При этом десятки миллионов участков и построек на них не были оформлены в собственность. Слишком сложным и непонятным для большинства дачников был этот процесс.

Желая вывести дачников из «тени», государство приняло в 2006 г. закон, упрощающий оформление и регистрацию права собственности. Чтобы население лучше поняло цель закона, его назвали «Дачной амнистией». По амнистии оформляются участки и находящаяся на них недвижимость, полученная россиянами в период до 01.01.01 (т. е. до вступления в действие ЗК РФ).

Что меняется в 2019

Оформление разрешения на ввод дачного дома в эксплуатациюСразу надо отметить, что бесплатная приватизация земельных участков продлится до конца 2020 г. С 01.31.18 завершается только возможность облегченной регистрации жилых домов. Гражданам, которые будут обращаться для регистрации в Росреестр, дополнительно (кроме документов на землю) придется представить разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Данный документ выдает местная администрация, которая должна сформировать комиссию и выехать на объект для проверки его готовности к проживанию.

Жилой дом должен соответствовать всем нормам: санитарным, пожарным, градостроительным и т. п. Какие сложности возникнут у граждан в связи с этим, пока не совсем понятно. Но они (сложности) точно будут, ведь даже не все многоэтажные дома от профессиональных девелоперов с первого раза проходят эту комиссию. Процесс, судя по всему, будет достаточно сложным, поскольку многие ранее самостоятельно построенные на дачных участках дома не соответствуют нормативам.

Процесс регистрации в 2019

Оформление дачи в собственность (сначала оформляется земля) осуществляется в следующей последовательности:

  1. Согласование с обществом. Любой член кооператива (ст. 252 ГК) имеет право выделить участок в долевую собственность с согласия других членов (отсутствие ущерба). Поэтому должно быть решение кооператива/товарищества.
  2. Подача заявления местным властям. Земельные отношения — прерогатива местного муниципалитета. Заявление о желании приобрести право собственности на свой дачный участок и набор соответствующих документов дачник должен предоставить именно туда.
  3. Решение по заявлению. Время рассмотрения ограничено 10 рабочими днями. По итогам рассмотрения местная власть выносит решение о предоставлении возможности оформления права собственности на участок либо об отказе в этой возможности (с указанием причин). В случае отказа гражданин имеет право на обращение в суд.
  4. Кадастровая съемка дачного участкаОпределение границ. После получения согласия от местных властей необходимо определить границы земельного участка и разработать кадастровый план. Этим занимается кадастровый инженер. Для его вызова надо обратиться в Кадастровую палату.
  5. Постановка на кадастровый учёт. По завершении действий по установлению границ и подготовке кадплана участок будет поставлен на учет, а дачник получит на руки кадастровый паспорт.
  6. Регистрация. Гражданин через МФЦ подает заявление и документацию в Росреестр. Регистрация (в случае отсутствия ошибок) осуществляется за 10 суток.

Документы для регистрации земли

На каждом этапе процесса регистрации дачнику будут нужны определенные документы.

Для обращения в администрацию:

  • схема нахождения дачного участка на кадплане или план межевания; 
  • членская книжка (документ, подтверждающий связь дачника с участком). 

Для обращения в кадастровую палату:

  • разрешение (согласие) администрации плюс представленные ранее ей документы, на основании которых был выдан положительный ответ; 
  • справка об отсутствии задолженностей; 
  • справка с данными о габаритах участка и дате выделения участка товариществу/кооперативу; 
  • документ об уплате госпошлины. 

Для обращения в Росреестр:

  • разрешение администрации; 
  • кадастровый паспорт; 
  • документ об уплате госпошлины. 

Документы для регистрации жилого строения

Регистрация жилого дома — более сложный процесс. Дом на участке под ИЖС регистрируется только после регистрации самого участка.

В 2019 году (с 01.03) для оформления здания в собственность потребуется подготовить следующий набор документов:

  • заявление; 
  • разрешение на ввод дома в эксплуатацию (выдает местная администрация); 
  • техплан здания (готовят кадастровые инженеры на платной основе); 
  • документ, подтверждающий право собственности на землю (под зданием); 
  • разрешение на строительство (выдается местной администрацией); 
  • квитанция об оплате госпошлины.

При отсутствии разрешения регистрация производится через суд после уплаты штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей.

Для регистрации через суд необходимо, чтобы строение:

  1. Располагалось на земельном участке, находящемся в собственности (официально оформленной) того, кто построил дом.
  2. Не несло опасности и не нарушало интересы сторонних лиц (соседей);
  3. Соответствовало санитарным, экологическим, строительным, пожарным и прочим требованиям (подтверждается соответствующим документом).

Зачем это нужно

Гражданину оформленное право собственности на недвижимость нужно для возможности совершать с ним юридически значимые сделки (в том числе получать компенсацию в случае изъятия на государственные нужды).

Государству это позволяет увеличить налогооблагаемую базу. Собственно, поэтому государство и стимулирует граждан регистрировать дома, которые стоят построенными, но неоформленными по 10-20 лет. Ведь, как только у налогоплательщика появляется право на недвижимость, возникает и обязанность платить налоги.

2 комментария

  1. Анатолий

    У меня есть в собственности земля, есть свидетельство собственности, кадастровый паспорт. Нужно ли делать межевание участка? И какие документы готовить, что бы правильно оформить дом на участке?

  2. Кто бы мог заняться оформлением дачного участка?

Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector