Граждане путем заключения различных сделок могут стать обладателями жилплощади. На безвозмездной основе получить в собственность жилье можно, участвуя в процедуре приватизации. Основным этапом при переходе муниципальной квартиры в собственность является заключение договора приватизации. Когда имеется такой документ, он подтверждает факт заключенной сделки и наличие прав у новых владельцев на жилище. Такой документ имеет двухсторонний порядок оформления, поэтому подписывать его должны как передающая, так и принимающая стороны.
В этой статье
Особенности составления
Под приватизацией понимают переход недвижимых объектов из собственности государства в индивидуальную. Данные правила регламентируются действующими нормативными актами.
Для заключения договора о приватизации потребуется соблюдать некоторый алгоритм действий. Можно выделить основные мероприятия, которые потребуется выполнить:
получение регистрации по месту постоянного пребывания. Если подтверждающие бумаги будут отсутствовать, то провести сделку не представится возможным;
- поскольку действующим законодательством установлено правило, что принимать участие в приватизации возможно лишь единожды, то потребуется предоставить бумаги, подтверждающие факт, что человек ранее в данной процедуре не участвовал;
- все граждане, которые зарегистрированы на данной территории, должны в письменном виде оформить свое согласие на проведение мероприятия.
Как оформляется
Полностью все мероприятие, когда заключается договор приватизации квартиры, регулируется нормами законодательства. Как правило, такую процедуру проводят учреждения, специализирующиеся на вопросе передачи конкретного жилищного фонда в частную собственность. Они могут иметь отношение к администрации, а также выступать как частные организации. Соглашение о приватизации квартиры составлять необходимо в письменной форме и обязательно в присутствии нотариуса.
Потребуется собрать определенную документацию и только после этого отправляться в компанию для оформления. Сюда будут относиться:
- заявление, заполненное по форме. Она выдается сотрудниками местного самоуправления;
- документы, подтверждающие личность каждого из фигурантов сделки;
- кадастровый и технический паспорт жилья;
- документ, служащий основанием для проживания;
- копия постановки на налоговый учет;
- справка о количестве зарегистрированных лиц или выписка из домовой книги;
- выписка об отсутствии долгов за коммунальные услуги;
- справки о том, что никто из участников ранее не участвовал в бесплатной приватизации.
Что говорит законодатель
Регулирует вопрос касаемо приватизации правовой акт — Федеральный закон 21.12.01 № 178 и 218. В последнем документе содержатся условия для проведения государственной регистрации и перехода прав собственности. Это необходимо для законного заключения сделок с недвижимостью. Именно он регламентирует все возможные действия для реализации плана приватизации, особенности и нюансы процедуры.
Приватизация
Договор приватизации жилого помещения — это обязательный документ при передаче имущества в собственность частного лица. Документ подтверждает право человека на конкретную площадь.
Документ считается двусторонним документом, который заключается между нанимателем и стороной, передающей имущество. После оформления приватизации у приобретателя остается данный документ в качестве подтверждения собственных прав.
Для квартиры
В случае получения квартиры по договору социального найма нужно составить соответствующий документ при передаче объекта в собственность. В нем должны содержаться все условия заключения сделки, права и обязанности сторон, оговаривается и характеризуется помещение в целом. Также здесь проставляются печать, дата и подписи всех фигурантов сделки.
Для прочих помещений
При наличии жилого помещения, помимо договора приватизации, необходимо иметь акт согласования с БТИ. Это позволит быстро узаконить сделку и выявить правомерность.
В договоре прописывается тип помещения. Если это частный дом, то оговаривается его месторасположение и то, на какой земле он находится.
Дополнительно описываются квадратура земельного участка и наличие межевания.
Для частного дома
Если это частный дом, то договор приватизации составляется только после согласования с БТИ и получения акта соответствия в МЧС. Это позволит минимизировать риски самого собственника.
Договор составляется в нескольких экземплярах. Там оговариваются:
- площадь;
- ориентировочная стоимость;
- территориальное нахождение объекта;
- земельный надел, где он располагается.
Для земельного надела
Участок земельной территории приватизировать представляется возможным только в том случае, когда на этой земле будет располагаться уже приватизированная постройка. В такой ситуации соглашение должно быть составлено в нескольких вариантах, и в нем указывается следующая информация:
- проведение межевания;
- площадь;
- тип собственника.
Требуемые бумаги
Чтобы оформить объект в личную собственность, потребуются следующие бумаги:
- характеристика объекта недвижимости или ордер;
- кадастровый паспорт;
- паспорта всех граждан, зарегистрированных на данном объекте недвижимости;
- выписка из домовой книги или договор социального найма;
- документ, подтверждающий отсутствие долговых обязательств за коммунальные услуги;
- справка о неучастии в приватизации за всю свою жизнь;
- письменное подтверждение всех жильцов о согласии.
В 2020 году оформление процедуры занимает не менее месяца. Действующее законодательство оговаривает срок в 2 месяца, хотя во многих субъектах страны этот период сокращается в несколько раз.
Если же документ будет утерян, то придется снова обращаться в компанию, чтобы получить дубликат.
За каждый документ придется заплатить по 2000 рублей.
Как показывает судебная практика, приватизация — процесс конфликтный, имеющий множество особенностей и тонкостей. Чаще всего обращения в судебный орган происходят в связи с решением расторгнуть договор или признать его недействительным. При наличии оснований суд встает на сторону истца.
Кем утверждена форма договора приватизации жилых помещений?