Главная » Нарушения » Сроки давности по административным нарушениям ИП и ООО

Сроки давности по административным нарушениям ИП и ООО

Когда ИП и ООО запрещено штрафовать? Сроки давности по административным нарушениям

Госорганы проверяют предпринимателей, выписывают штрафы и снимают деньги со счетов. Но ловить и наказывать нарушителей надо вовремя.

⏳ Назначать наказание можно в период срока давности из ст. 4.5 КоАП РФ. 

⏳ Исполнить наказание надо не позже двух лет после назначения по ст. 31.9 КоАП РФ.

Мы собрали важную информацию о сроках административного наказания в этой статье. Знание сроков пригодится, если с проверкой придут Роспотребнадзор, МЧС, антимонопольщики и трудовая инспекция.

Срок давности для наказания

Срок давности — это период, в течение которого нарушителя можно наказать: оштрафовать, конфисковать товар, дисквалифицировать директора. Если нарушение вскрылось поздно или чиновник долго разбирался с материалами проверки, наказывать уже нельзя — ст. 24.5 КоАП РФ. 

Чем больше времени нужно на разбор нарушения, тем длиннее срок давности:

— 2 месяца по нарушениям, за которые наказывают сами госорганы. Например, установка автомата для азартных игр, нарушение правил перевозки.  

— 3 месяца по нарушениям, если госорганы отправляют материал проверки в суд и по наказанию решают там. Сюда входят, например, обработка персональных данных без согласия клиентов, предпринимательство без регистрации, отсутствие лицензии, 

— 1 год за нарушения закона о рекламе, санитарных правил, авторских прав и прав на товарные знаки, прав потребителей и работников, пожарной безопасности, закона о кассах.

— 1 год за нарушение, если директору грозит дисквалификация и по статье нет срока дольше.

— 2 года за нарушение правил о бухучёте, валютного закона, таможенных правил.

— 3 года за нарушения при банкротстве.

— 6 лет за нарушение закона о противодействии терроризму и коррупции.

В Минюсте регулярно обсуждают идею: отменить сроки давности 2-3 месяца, чтобы минимальный срок составлял 1 год. Но пока короткие сроки действуют, ими можно пользоваться.

Разновидности административных наказаний

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Предупреждение

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Административный штраф

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

Что может повлиять на тяжесть наказания

Как уже говорилось, наказание назначается на основании совокупности всех обстоятельств. То есть могут присутствовать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Первые уменьшают тяжесть наказания, вторые, напротив, ужесточают его.

Смягчающие

Эти обстоятельства могут смягчить ответственность виновного лица:

  • Виновник активно помогает в расследовании дела, участвует в работе контролирующих органов.
  • Он добровольно ликвидирует негативные последствия своих действий.
  • Причиной нарушения таможенных правил стали тяжелые личные или семейные условия.
  • Проступок совершен вследствие угрозы или принуждения к действию. Принуждение может подразумевать использование материальной зависимости своих подчиненных.
  • Проступок совершен несовершеннолетним, беременной или мамой с ребенком, которому не исполнился год.

Также смягчающими могут быть иные обстоятельства. К примеру, это может быть совершение проступка под влиянием стихийных обстоятельств.

Административная ответственность юридических лиц за правонарушения в области таможенного дела

Предметами НТП являются конкретные товары и транспортные средства. Их понятие закреплено ст. 4 ТК ТС и п. 7 ст. 5 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Говоря об административной ответственности юридических лиц за нарушения таможенных правил следует подчеркнуть, что в процессе производства по этим делам следует каждый раз точно устанавливать дееспособность и правоспособность соответствующих юридических лиц, для чего необходимо истребовать их устав и регистрационные документы. Это очень важно делать потому, что за нарушения таможенных правил подлежат административной ответственности сами юридические лица, а не их представительства и филиалы (обособленные подразделения), которые обладают полной дееспособностью и действуют (вступают в правоотношения) от имени и по поручению юридического лица. [16]

Объективная сторона НТП проявляется в действии или бездействии.

Указанные признаки включены в нормы административного законодательства в качестве обязательных (ст. 2.1 КоАП РФ). И кроме того, они содержатся в диспозиции каждой конкретной нормы права о нарушениях таможенных правил.

Объективная сторона деяния характеризуется также противоправностью деяния (действия или бездействия); противоправным результатом (вредом, ущербом материального или нематериального характера); наличием прямой причинной связи между противоправным деянием и результатом.

Наличие объективной стороны НТП зависит также от способа, времени, места, характера, совершения деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия – повторность, длящееся, оконченное НТП.

Законодательство об административных правонарушениях фиксирует данные элементы содержания объективной стороны административного правонарушения. Нарушения таможенных правил по своей природе являются административными, а поэтому понятие повторности, длящегося правонарушения вполне применимо и к правонарушениям в области таможенного дела.

Повторность – это совершение одним и тем же лицом в течение года одного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному наказанию (в данном случае — за НТП). Повторность служит отягчающим ответственность обстоятельством, перечень таких обстоятельств содержит статья 4.3 КоАП РФ.

Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Федеральная таможенная служба письмом от 12.07.2005 г. № 01-06/23399 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся»[17] установила, таможенным органам при исчислении сроков, установленных статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отнесении административных правонарушений к длящимся необходимо руководствоваться п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[18]. Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.[19]

Правонарушение, независимо от того, является ли оно длящимся или не длящимся, считается оконченным с момента, когда в деянии усматриваются все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. Если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

К длящимся НТП относится только не декларирование товаров и (или) транспортных средств по установленной законодательством форме (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ).

Длящиеся правонарушения обычно являются юридически оконченными (это определяет возможность привлечения лица к ответственности уже с этого момента) до их фактического прекращения, то есть до момента завершения противоправного поведения (состояния).

Выявить, с какого момента у лица должна была возникнуть такая обязанность, сложно, поскольку недекларирование обычно сопряжено с сокрытием товара либо его перемещением помимо таможенного контроля. Поэтому срок давности за совершение такого НТП исчисляется с момента его обнаружения.[20]

К числу юридически и фактически оконченных к моменту обнаружения можно отнести, например, причаливание к находящемуся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ).

Объективная сторона состава административного правонарушения в таможенной сфере — это система установленных нормами права таможенного и административного законодательства специфических признаков, отражающих внешнюю сторону общественно вредного поведения и проявляющихся в прямой зависимости от времени, способа, места и времени совершения конкретного противоправного деяния.

Субъектами нарушений таможенных правил являются:

— индивидуальные субъекты (физические лица): российские, иностранные граждане, лица без гражданства, военнослужащие и должностные лица; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

— юридические лица (российские и иностранные).

Статья 2.10 КоАП РФ четко регламентирует порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц при любой форме реорганизации (выделении, слиянии, присоединении и т.д).

В случае реорганизации юридического лица после вынесения постановления по делу о НТП таможенный орган имеет все законные основания для предъявления требований к правопреемнику.

Согласно ст. 55 ГК РФ[21] филиалы, представительства и иные обособленные подразделения статусом юридического лица не обладают, а поэтому субъектами НТП не являются и не подлежат административной ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Субъективная сторона административного правонарушения в таможенной сфере характеризуется виной, т.е. психическим отношением лица к своему противоправному поведению и его последствиям. Вина выражается в форме умысла или неосторожности (ст. 2.2 КоАП РФ).

Понятие умысла и неосторожности, как характеристики психического отношения субъекта НТП к содеянному, применимо лишь к физическим лицам (должностным, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства, лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) — субъектами НТП.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов РФ определена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает двухсубъектность ответственности. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение лицо.

На необходимость соблюдения данной нормы в судебной практике указал Верховный Суд Российской Федерации.[22]

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.[23]

В числе обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), законодатель не выделяет действие непреодолимой силы. Однако исходя из смысла части 2 ст. 2.1 КоАП РФ, презумпции невиновности и сложившейся практики, можно утверждать, что действие непреодолимой силы исключает возможность привлечения к административной ответственности.

Наиболее часто встречающимися проявлениями действия непреодолимой силы являются случаи вооруженного нападения на водителей транспортных средств с целью похищения грузов, направляющихся на соответствующие таможенные посты для последующего таможенного оформления. В данном случае здесь решающее значение приобретает наличие доказательств вины должностных лиц предприятия, учреждения и организации, обязанных позаботиться о сохранности груза, а также иных физических лиц (в данном случае водителей), выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

В таких ситуациях юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, не лишены возможности доказать, что НТП вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для данных субъектов таможенных отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что с их стороны к этому были приняты все меры.[24]

Таким образом, субъективная сторона (вина) в качестве элемента состава НТП подлежит установлению и доказыванию в процессе разбирательства дела.

Традиционное деление составов административных правонарушений на материальные и формальные применимо и к НТП. Формальным признается такой состав противоправного деяния, который не предусматривает наступления в результате его совершения вредных последствий. В данном случае отношение виновного к последствиям значения не имеет, неважно, предвидит ли он или не предвидит, желает или не желает их наступления. Достаточно самого факта совершения такого деяния (например, причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам, ответственность за которое предусмотрена в статье 16.8 КоАП РФ).

Помимо противоправного действия или бездействия, материальный состав НТП включает в себя обязательное наступление вредных последствий в результате их совершения. Нарушитель не только осознает общественную опасность и противоправность содеянного, но и возможность наступления вредных последствий (например, заявление при декларировании недостоверных сведений, если они послужат основанием для освобождения от уплаты таможенных платежей, квалифицируемое по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ).

Административная ответственность за правонарушения в области таможенного дела наступает в случае, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовную ответственность по законодательству Российской Федерации.

Лицо, совершившее административное правонарушение в области таможенного дела, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения.

Иностранные лица (как физические, так и юридические) несут ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела на общих основаниях с российскими лицами. Это правило распространяется и на лиц без гражданства.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внешней разведки, органов Федеральной службы безопасности, сотрудники иных военизированных организаций, а также иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность за нарушения таможенных правил на общих основаниях.

Исключение лишь в том, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и совершившим при этом нарушение таможенных правил, не может быть применено административное наказание в виде штрафа.

На общих основаниях несут ответственность также воинские части и другие имеющие статус юридического лица воинские формирования, органы внешней разведки и иные такого рода субъекты.

Привлечение юридических лиц к административной ответственности в области таможенного законодательства не освобождает от ответственности их должностных лиц и иных работников за нарушение ими таможенных правил. Кроме того, привлечение должностных лиц и иных работников юридического лица к уголовной ответственности за контрабанду и за совершение иных преступлений в сфере таможенного дела не освобождает само это юридическое лицо от ответственности за нарушение таможенных правил. Этот принцип носит название принципа двусубъектности ответственности.[25]

К основным принципам применения наказаний за нарушение административного законодательства относятся: принцип равенства перед законом, презумпция невиновности, закон­ность, индивидуализация наказания.[26]

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совер­шившие административные правонарушения, равны перед законом. Физическим лицам административные наказания на­значаются независимо от пола, расы, национальной и религиозной принадлежности, убеждений и других обстоятельств (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 1.4 КоАП должностные лица привлекаются к административной ответственности независимо от их подчиненности или объема властных полномочий, если иное прямо не предусмотрено Конституцией, федеральными законами (на­пример, прокуроры, судьи, депутаты и т.д.).

Юридические лица подлежат административной ответствен­ности независимо от их местонахождения, организационно-правовых форм и т.п. (ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности за административное правонарушение в области таможенного дела юридического лица в случае его реорганизации осуществляется по следующей схеме: при слиянии нескольких юридических лиц к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо; при присоединении юридического лица к ответственности привлекается присоединившее юридическое лицо; при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к ответственности привлекается то из них, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено правонарушение; при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к ответственности привлекается вновь возникшее юридическое лицо. Причем административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к ответственности юридическому лицу о факте правонарушения до завершения реорганизации или нет.

Презумпция невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Кроме того, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к адми­нистративной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст. 1.5 КоАП РФ).

Принцип законности применяется как в процессе применения мер, обеспечивающих производство по делу, так и на всех его стадиях.

В ходе применения мер административного принуждения в связи с административным правонарушением законность означает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу о НТП иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом и в пределах компетенции соответствующих должностных лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит также правило: административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 КоАП РФ).

Законодательство закрепляет систему административных наказаний, которые назначаются за совершение НТП, указывает конкретную меру таких наказаний, устанавливает порядок применения административных санкций за совершение НТП путем закрепления объема полномочий должностных лиц таможенных органов и судей по их применению.

Законность в административном производстве по делу о НТП, а также в процессе применения мер административного принуждения обеспечивается посредством ведомственного контроля, прокурорского надзора, а также обжалования действий таможенных органов и их должностных лиц в административном и судебном порядке.

Как считают срок давности

Срок давности считают со следующего дня после совершения нарушения. К примеру, заключили с водителем газели договор подряда вместо трудового — со следующего дня рискуете штрафом от инспекции. Но проходит год и нарушение сгорает.

Не все нарушения совершаются за один день. Можно проигнорировать закон и работать не по правилам. Обустроить выход в кофейне не по санпинам, торговать обувью без маркировки, работать без онлайн-кассы, платить зарплату ниже минимума. Это длящиеся правонарушения. По таким срок давности считают с момента обнаружения. Приходит чиновник с внеплановой проверкой, составляет протокол и уходит готовить материалы. День составления протокола и есть день обнаружения. Так сказал ВС в п. 14 Постановления Пленума № 5 от 24 марта 2005 г.

Особый случай — для наказания за нечестную конкуренцию. Если предпринимателя ловят на торговле под чужим брендом, рекламе по конкурентам или демпинге, срок давности считают со дня решения комиссии антимонопольщиков. 

Пока разбираются с нарушением, срок давности может истечь

Пока предпринимателя проверяют, оставляют протокол, делают экспертизу и ждут заседания в суде, срок давности не останавливается. Из срока вычитают только время на пересылку материалов, если предприниматель попросил рассмотреть дело по месту прописки.

Если проверяющие не успели с формальностями и срок давности прошёл, наказывать нельзя, дело закрывают  

А вот когда срок давности кончился во время рассмотрения жалобы предпринимателя, наказание уже не отменят. Считается, чиновники успели — п. 14 Постановления Пленума № 5 от 24 марта 2005 г.

Сдавайте отчётность в 3 клика

Эльба рассчитает налог и подготовит отчётность для бизнеса на УСН, ЕНВД и патенте. А ещё поможет cформировать счета, акты и накладные.

Попробуйте 30 дней бесплатно Подарок новым ИП Акция действует для ИП младше 3 месяцев

В каких случаях лицо освобождается от ответственности

Лицо могут освободить от наказания при наличии этих обстоятельств:

  • Нарушение произошло в ситуации крайней необходимости. То есть не нарушить правила было невозможно.
  • Нарушитель признан невменяемым.
  • Нарушение признано несущественным, а потому представителем контролирующего органа было принято решение просто вынести устное замечание. Возможность признания правонарушения несущественным установлена статьей 2.9 КоАП РФ.
  • Истечение срока давности (статья 4.5 КоАП РФ).
  • Смерть ФЛ (статья 24.5 КоАП РФ).

Производство по делу не может быть начало при отсутствии события или состава правонарушения.

К СВЕДЕНИЮ! Административное наказание может быть основным или дополнительным. Основной формой воздействия считается штраф, дополнительной – конфискация.

ВАЖНО! Срок давности привлечения к наказанию составляет 12 месяцев (основание – часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если нарушение было продолжительным по времени, то отсчет срока ведется с даты обнаружения недочетов.

Как спастись от наказания, если срок давности прошёл

Задача проверяющего — найти нарушение, составить постановление по процедуре и наказать. У предпринимателя желание одно — избежать штрафа, и срок давности отлично в этом помогает. 

Проверьте точность арифметического подсчёта срока. Вдруг чиновник ошибся? Обратите внимание на суть нарушения: оно простое или длящееся? Напишите возражения на акт проверки и сошлитесь на пропуск срока. Возможно, чиновник согласится и закроет дело.

Если давность истекла, но назначили наказание, обжалуйте постановление в суд. А решение суда — в апелляцию. На подачу жалобы есть 10 дней со дня получения экземпляра постановления. 

Недавно один настойчивый предприниматель дошёл до Верховного суда. Ему отменили штраф за перевозку крупногабаритного груза с нарушением ПДД, потому что истёк срок давности.  

 

Штраф и любое другое наказание сгорают через два года

Наказание нужно исполнить в течение двух лет. Срок считают с даты истечения десяти дней на обжалование постановления. Это правило из ст. 31.9 КоАП РФ.

Опечатать помещение для остановки бизнеса или забанить в налоговой директора обычно не составляет труда. А вот дела по взысканию штрафов часто повисают у приставов.

За два года приставы должны забрать у предпринимателя деньги на штраф или продать на торгах его имущество в счёт долга. 

Если должник закрывает счета в банке, переписывает машину на родственников и не пускает приставов в офис, двухлетний срок замораживается. Как только приставы находят деньги и имущество должника, срок запускается заново. 

Часто должники и не скрываются, но приставы за два года всё равно не находят что забрать. Ну или ищут без упорства. Тогда дело по исполнению наказания закрывают, даже если не списали у должника ни рубля. Это позиция ВАС из п. 20.2 Постановления Пленума № 10 от 02.06.2004 г.

Источники

  • https://e-kontur.ru/enquiry/1469/sroki-davnosti
  • https://yuek.ru/praktikum/otvetstvennost-za-tamozhennye-pravonarusheniya.html
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector