Главная » Нарушения » Обстоятельства отягчающие уголовную ответственность: какие бывают?

Обстоятельства отягчающие уголовную ответственность: какие бывают?

В этой статье

Понятие

Отягчающее обстоятельство — это юридический факт или состояние индивида, характеризующие обвиняемого с отрицательной стороны и/или повышающие степень общественной опасности содеянного.

Данные факторы, как уже было сказано выше, не позволяют суду назначить более мягкое наказание за нарушение закона, в силу того, что личность обвиняемого уже характеризуется не в лучшей степени. На основе этих фактов суд вправе сделать выводы о его отношении к установленным законным нормам в целом и предположить малую эффективность исправительной меры в случае вынесения недостаточно строгого наказания.

obstoyatelstva-otyagchayushchie-ugolovnuyu-otvetstvennost

Виды

В отличие от смягчающих обстоятельств, обстоятельства отягчающие наказание в уголовном праве в полном неизменном списке представлены в статье 63 Уголовного кодекса РФ. Исчерпывающий перечень не позволяет толковать их в более расширенном виде и приравнивать к ним другие факторы. Список состоит из 17 пунктов, а именно:

Рецидив преступлений

Рецидив — это повторное нарушение закона с уже имеющейся судимостью за ранее совершённое умышленное противоправное деяние. В соответствии с ч. 4 ст.18 УК РФ, в качестве рецидива не признаются:

  • судимости за умышленные преступления небольшой тяжести;
  • судимости за преступления, совершённые лицом в возрасте до восемнадцати лет;
  • судимости за преступления, осуждение за которые признавалось условным либо по которым предоставлялась отсрочка исполнения приговора, если условное осуждение или отсрочка исполнения приговора не отменялись и лицо не направлялось для отбывания наказания в места лишения свободы, а также судимости, снятые или погашенные.

Так же прочтите:  Какое наказание грозит за преступление, совершенное по статье 158 части 4

Но при этом, если лицо допустило нарушение закона небольшой тяжести, но уже имеет судимость за более тяжкое, то это также образует рецидив. Соответственно, максимально логичны мотивы включения рецидива в данный список, так как он напрямую и наглядно демонстрирует, что само наказание и пенитенциарное учреждение в частности не справились со своей задачей. С учётом сложившийся ситуация и принимая во внимание ранее совершённые деяния, суд и будет выносить решение об окончательной тяжести наказания.

obstoyatelstva-otyagchayushchie-nakazanie-v-ugolovnom-prave

Совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации)

Аналогично предыдущему пункту описанные здесь факторы часто входят в состав деяния. Данный пункт может применяться, например, при ложном доносе об акте терроризма группой лиц.

Особо активная роль в совершении преступления

Данный пункт, по сути, является продолжением предыдущего и имеет место только в соучастии в нарушении закона. Данная активность лица характеризует его принципиальное отношение к закону, а подобное «рвение», направленное в противоправное русло, может проявляться на всех стадиях реализации преступного умысла.

Привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжёлыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность

Лицо, желающее нарушить закон, реализует свои желания за счёт других, при этом жертва его интереса, которая выступает в роли орудия осуществления преступных замыслов, в силу особенности психического или физического развития и состояния не может руководить своими действия или предполагать возможные последствия этих действий.

Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы

Конституция РФ не допускает никаких разграничений между людьми на основе их расовой принадлежности или идеологического суждения, а также все любые проявления неравенства граждан РФ.

Совершение преступления из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Два предыдущих пункта можно встретить и в статье 105 части 2, где убийство при данных условиях является квалифицирующим признаком. Как и в ст. 105, месть может направляться не только на непосредственное лицо, совершившее правовой поступок (т. е. объект мести), но и на его близких родственников.

Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга

Следует привести пример, который раскроет смысл данного пункта:

Гражданин Иванов проходил свидетелем по нескольким делам, связанным с особо крупным мошенничеством и получением взятки. В установленный день дачи свидетельских показаний в дом Иванова, в котором находились его жена и несовершеннолетний ребёнок, ворвались несколько мужчин в масках и, угрожая расправой, похитили их. Иванову прямо перед озвучиванием свидетельских показаний поступило сообщение с фотографиями его семьи: и жена, и ребёнок были связаны и находились в каком-то незнакомом помещении. 

В сообщении присутствовало и требование — это отказ от своих показаний и изменение их в угоду похитителей. Итак, по отношению к семье Иванова были предприняты действия, которые непосредственно связаны с его общественным долгом по предоставлению свидетельских показаний.

Подобный признак можно встретить и в рамках квалификации в ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего

Данные признаки могут проявляться как в причинении физической боли, так и психологической. К примеру, когда на глазах у мужчины избивают его жену, или наоборот. Жестокость, садизм и издевательство могут быть направлены не только на человека, но и также на животных.

Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного

В силу своего состояния указанные категории лиц не могут оказать в достаточной степени сопротивление нападающему и/или обеспечить свою защиту, что, конечно же, должно быть рассмотрено как усугубляющий вину преступника фактор.

Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках, в условиях вооруженного конфликта или военных действий

otyagchayushchie-obstoyatelstva
По сути, подобные действия близко связаны с такими понятием, как «мародёрство». В таких ситуациях – пожары, наводнения, землетрясения, война, когда опасность для жизни и здоровья носит массовый характер, многим приходиться покидать свои дома, оставляя имущество или любые другие материальные ценности.

Так же прочтите:  Как происходит обжалование постановление о возбуждении уголовного дела: как написать заявление

Этим и пользуются мародёры, вламываясь в пустые дома, обкрадывают людей, используя их страх за свою жизнь в угоду личной выгоде.

Совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения

Все орудия и способы совершения деяния, указанные в списке выше, применяются преступниками для облегчения реализации своего замысла, что определённо должно сказываться на окончательном наказании не в пользу обвиняемого.

Совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора

Подобные способы реализации умысла по нарушению закона направлены на причинение вреда государственным и коммерческим структурам и во многом связаны с экономической сферой, когда преступник действует для собственного обогащения или присвоения объектов недвижимости.

Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти

Примеряя на себя форму или документы сотрудника представителя власти и совершая какие-либо незаконные действия, преступник причиняет ущерб не только материальный или физический, но и психологический. Притом психологический ущерб может носить массовый характер, а проявляться в дискредитировании выдаваемой профессии, в порождении слухов и недоверия, что может привести к тяжким последствиям.

Например, предположим ситуацию. Гражданин «А», переодевшись в форму сотрудника полиции и представляясь участковым, проникал в квартиры жителей одного небольшого городка. Если в квартире находилась одинокая женщина, «А» убивал её, после чего спокойно вызывал сотрудников полиции и скрывался в неизвестном направлении. Всего на его счету числилось более 20 жертв. Естественно, тот факт, что маньяк разгуливает в полицейской форме, для напуганных граждан автоматически делал всех сотрудников правоохранительных органов подозреваемыми, что вывело недоверие к полиции на новый уровень.

Однажды, когда маньяк ещё не был пойман, в квартиру гражданки «Б» постучался настоящий участковый с обычной рядовой проверкой. Вместе с гражданкой «Б» проживал её сын «В», участник боевых действий. Увидев, что его мама впускает в дом человека в форме полицейского и принимая во внимание весь ужас 20 прошлых жертв маньяка, гражданин «В» без разбора и объяснений нападает на участкового и наносит ему серию точных ударов в область головы. Вред, причинённый участковому, был квалифицирован как тяжкий и вкупе с нападением на сотрудника полиции при исполнении, участи гражданина «В» не позавидуешь.

Данный пример наглядно демонстрирует, к каким последствиям может привести подобные переодевания.

Совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел

К сожалению, и без вышеописанных переодеваний в течение последних 10 лет доверие к сотрудникам полиции существенно уменьшилось на фоне участившихся случаев нарушения закона самими представителя власти. Именно поэтому в 2010 году ФЗ № 155 и был введён данный пункт «о».

Совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетним

По мнению многих, лицо с преступным умыслом, направленным по отношению к несовершеннолетнему, должно нести уголовную ответственность вдвойне строже предусмотренного.

Нетерпимость общества по отношению к детоубийцам и насильникам обоснована и логична, не только с человеческой точки зрения, но и с точки зрения действующего законодательства. Но в силу того, что смертная казнь из-за действующего моратория не применяется, каждый подобный случай вызывает новую волну критики и призывов по возврату смертной казни.

Совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма

Террористические акты в последние годы уже плотно вошли в нашу жизнь и сеют страх в умах человечества. Поэтому любые действия, которые направлены на его поддержание, должны немедленно и с максимальной строгостью пресекаться, так как из примеров, приведённых выше, можно наглядно убедиться, что страх может сотворить с жизнями людей.

1. Порядок применения дисциплинарных взысканий

26. Военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом и могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими правонарушения.

27. К дисциплинарной ответственности военнослужащие привлекаются за дисциплинарные проступки, то есть за противоправные, виновные действия (бездействие), выражающиеся в нарушении воинской дисциплины, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации не влекут за собой уголовной или административной ответственности.

Устав Внутренней службы ВС РФ

утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

80. К военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, могут применяться только те дисциплинарные взыскания, которые определены настоящим Уставом, соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении нарушителя к дисциплинарной ответственности.

81. Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания предшествует разбирательство.

Разбирательство проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, или другим лицом, назначенным одним из прямых командиров (начальников). При этом военнослужащий, назначенный для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, за исключением военнослужащего военной полиции, назначенного для проведения разбирательства, который может иметь воинское звание и воинскую должность ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.

В случаях, указанных в статье 75 настоящего Устава, разбирательство проводится начальником гарнизона, старшим морским начальником, начальником органа военной полиции, начальником военных сообщений на видах транспорта, начальником военно-автомобильных дорог, военным комендантом железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) или назначенными ими лицами.

Разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребовал представить материалы разбирательства в письменном виде.

Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются только в письменном виде.

В ходе разбирательства должно быть установлено:

событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

лицо, совершившее дисциплинарный проступок;

вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;

данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;

наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;

обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;

обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;

характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;

причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;

другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Командир (начальник) вправе принять решение о наказании военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру (начальнику) материалы разбирательства о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка для принятия решения.

При совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (приложение № 7) или при получении данных о его совершении непосредственный командир (начальник) военнослужащего обязан немедленно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) принимает решение о проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка и назначает ответственного за его проведение.

Разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола (приложение № 8). При проведении разбирательства по факту совершения грубого дисциплинарного проступка группой военнослужащих протокол составляется в отношении каждого из этих военнослужащих.

Протокол вместе с материалами разбирательства предоставляется для ознакомления военнослужащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, и с предложением о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания направляется командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) для рассмотрения. Командир (начальник) или лицо, проводившее разбирательство, направляет командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) предложение о сроке дисциплинарного ареста, который целесообразно назначить военнослужащему, или о применении к нему другого вида дисциплинарного взыскания.

Командир воинской части (начальник органа военной полиции) обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания, предусмотренного настоящим Уставом.

В случае, когда обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены ранее проведенными по данному факту ревизией, проверкой или административным расследованием либо материалами об административном правонарушении, разбирательство командиром воинской части (начальником органа военной полиции) может не назначаться. Если разбирательство не назначается, командир воинской части (начальник органа военной полиции) назначает офицера для составления протокола и определяет срок его составления, который не должен превышать трое суток.

Если в ходе разбирательства выяснится, что в действиях (бездействии) военнослужащего усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (начальнику органа военной полиции) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (начальник органа военной полиции) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, а командир воинской части – также органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

82. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность.

Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.

83. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу.

84. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, входящему в состав суточного наряда (несущему боевое дежурство), за дисциплинарный проступок, совершенный им во время несения службы, осуществляется после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим.

85. Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, находящемуся в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений осуществляются после его вытрезвления. В этом случае к военнослужащему может быть применено задержание (приложение № 6), после чего принимается решение о привлечении его к дисциплинарной ответственности.

86. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий, или соединять одно взыскание с другим, или применять взыскание ко всему личному составу подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

87. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным дисциплинарного проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о применении к виновному дисциплинарного взыскания властью вышестоящего командира (начальника).

Ходатайство оформляется в форме рапорта и представляется вышестоящему командиру (начальнику) в срок до 10 суток со дня, когда стало известно о совершенном дисциплинарном проступке.

Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.

88. Вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.

Вышестоящий командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), если сочтет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка, и применить более строгое дисциплинарное взыскание.

89. Военнослужащий, к которому применено дисциплинарное взыскание за совершенное правонарушение, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.

Дисциплинарный устав ВС РФ

утвержден указом Президента РФ
от 10 ноября 2007 г. N 1495

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, могут быть признаны в качестве таковых только при условии наличия их в статье 4.3 КоАП РФ, то есть ни суд, ни другой орган, наделенный правом привлечения по административным правонарушениям, не вправе расширять перечень, предусмотренный законом.

Отягчающие обстоятельства: что это

Наказание, устанавливаемое нормами КоАП России за совершение административных проступков, как правило, содержит ряд вариантов. Например, за остановку автомобиля в неположенном месте предусмотрена альтернатива: предупреждение или 500 рублей штрафа.

Выбор санкции зависит от множества факторов, и не последнее место среди них занимают обстоятельства, при которых совершено правонарушение. Статья 4.3 КоАП РФ перечисляет условия, при наличии которых к виновному с большой вероятностью будет применено максимально жесткое наказание, предусмотренное законом.

Таким образом, обстоятельства, отягчающие административную ответственность, – это факты, увеличивающие уровень общественной опасности действий нарушителя и, как следствие, требующие назначения применения более строгой санкции.

Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение

Закон предусматривает два вида обстоятельств, отягчающих административную ответственность:

– общие – применимы к любому правонарушению;

– специфичные – установленные для конкретного административного проступка, то есть прописанные в определенной статье КоАП.

Важно: специфичное отягчающее обстоятельство, как правило, содержится во 2-й и последующих частях нормы КоАП РФ. Например, для такого правонарушения, как оскорбление (статья 5.

61 КоАП), квалифицирующим признаком является публичность унижения чести и достоинства человека.

То есть если за грубое слово, высказанное тет-а-тет, максимальный размер штрафа – 3 000 рублей, то за те же действия, совершенные публично, придется заплатить уже 5 000.

Общие обстоятельства, отягчающие административную ответственность

Статья 4.3 КоАП РФ приводит исчерпывающий перечень оснований для ужесточения меры административной ответственности.

Продолжение противоправных действий вопреки требованиям о прекращении

Требования прекратить противоправные действия должны исходить от уполномоченных лиц, к которым закон относит представителей органов государственной власти, призванных обеспечивать соблюдение общественного порядка. Это могут быть сотрудники полиции, охраны, надзорных служб и т. д.

Справедливость ужесточения ответственности при таких обстоятельствах обусловлена 2 факторами:

– игнорирование законных требований уполномоченных лиц;

– категорический отказ виновного от прекращения своих действий, несмотря на явное осознание их противоправности.

Классический пример – мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП РФ), при котором нарушитель продолжает выражаться нецензурной бранью, несмотря на попытки сотрудников полиции пресечь это.

Важно: в ряде случаев неисполнение законных требований представителей компетентных структур образует самостоятельный состав правонарушения, предусмотренного статьей 20.27 КоАП РФ. В такой ситуации этот признак в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, не учитывается – нарушитель просто будет наказан сразу за 2 проступка.

Повторное правонарушение

Для того чтобы «рецидив» был признан в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, необходимо одновременное наличие 2 условий:

– совершение проступка в течение года с момента исполнения наказания за предыдущее правонарушение;

– однородность предыдущего и вновь совершенного проступка (аналогичные или схожие правонарушения).

Повторное допущение виновным противоправного поведения свидетельствует о неэффективности предыдущего наказания. То есть применение более жесткой санкции в такой ситуации вполне оправданно.

Вовлечение ребенка в совершение административного проступка

Может выражаться в любой существующей форме: обман, подстрекательство, уговоры, угрозы – главное, чтобы инициатива выполнения противоправных действий исходила от совершеннолетнего лица.

Тяжесть и категория самого проступка значения не имеют – независимо от состава правонарушения вовлечение ребенка или подростка (то есть несовершеннолетнего) в его совершение является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Групповое правонарушение

Противоправные действия, совершенные в группе, всегда имеют большую опасность по сравнению с аналогичными поступками одного человека. Поэтому и наказание за это следует более высокое. При этом численность группы на наказание не влияет – если нарушителей больше одного, налицо обстоятельство, отягчающее административную ответственность.

Противоправное поведение в условиях ЧС

Нарушитель, использующий сложившуюся обстановку (чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, военное положение и т. д.) в незаконных целях, безоговорочно понесет максимально возможное наказание в пределах санкций, установленных нормой КоАП РФ.

Состояние опьянения

Если Уголовный кодекс не рассматривает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, то КоАП считает иначе. Совершение административного проступка для пьяного нарушителя обернется гораздо более серьезными последствиями, нежели для трезвого.

Факт опьянения должен быть установлен актом медицинского освидетельствования либо, если его производство по каким-то причинам невозможно, свидетельскими показаниями.

Важно: отличительная особенность этого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, состоит в том, что оно не всегда может быть зачтено в качестве такового. В зависимости от характера и степени тяжести правонарушения закон допускает возможность не признавать опьянение отягчающим обстоятельством.

Дисциплинарный проступок: что это такое?

Для военнослужащих в качестве дисциплинарного проступка согласно ст.48 Дисциплинарного устава ВС РФ выступает невыполнение (частичное или полное) возложенных на него служебных обязанностей, нарушение дисциплины, а также общественного порядка.

В качестве меры воздействия на военнослужащего, совершившего проступок, могут быть наложены следующие виды взысканий:

  1. Выговор и строгий выговор;
  2. Лишение служащего допустившего проступок следующего очередного увольнения;
  3. Вынесение предупреждения о неполном соответствии занимаемой воинской должности;
  4. Лишение виновного лица имеющегося у него знака отличия;
  5. Понижение военнослужащего в звании и/или должности;
  6. Увольнение со службы раньше срока по причине ненадлежащего выполнения пунктов заключенного с ним контракта;
  7. Исключение из военно-профессионального образовательного учреждения;
  8. Отказ от участия в военных сборах;
  9. Наложение дисциплинарного ареста.

При рассмотрении вопроса о виде налагаемого взыскания, определяется степень тяжести проступка исходя из собранных доказательств и обстоятельств происшествия.

В качестве доказательств в данном случае выступают любые документы и материалы, которые подтверждают те или иные факты, касающиеся правонарушения.

На их основании командир части принимает решение о наличие или отсутствии оснований для привлечения военнослужащего к ответственности и меры воздействия.

В процессе рассмотрения правонарушения у служащего должны быть истребованы письменные пояснения касательно совершенного им проступка. При отказе от дачи пояснений составляется соответствующий акт. В данном случае командир имеет право трактовать все обстоятельства правонарушения на свое усмотрение.

За какие грубые проступки налагается дисциплинарное взыскание?

В действующем законодательстве, регулирующем вопросы, связанные с несением военной службы, установлены основные характеристики, которые может использовать командир части при определении степень тяжести совершенного правонарушения. Таким образом, к грубым проступкам относят:

  1. Нарушение правил уставного общения между военнослужащими;
  2. Не нахождение на месте службы без уважительных оснований гражданином, находящемся на военных сборах или призванным в установленном порядке;
  3. Неявка на службу без уважительных оснований после завершения срока увольнения, командировки, больничного или времени ежегодного отпуска;
  4. Отсутствие на месте несения службы контрактного военного свыше 4-х часов без достаточных для этого причин.
  5. Ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных в установленном порядке на гражданина;
  6. Невыполнение правил несения боевого и иного дежурства, а также гарнизонного патрулирования;
  7. Нанесение вреда, уничтожение имущества военной части, преступная растрата средств, а также нарушение установленного порядка сохранения ценностей, приведшее к аналогичным последствиям;
  8.  Несоблюдение порядка обращения с взрывчатыми, радиоактивными и иными опасными веществами, боевым оружием, боеприпасами, которое повлекло за собой нанесение вреда здоровью служащих или иным неблагоприятным последствиям;
  9. Нарушение правил эксплуатации техники и оборудование, приведшее к в негативным результатам;
  10. Нахождение на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного вида опьянения;
  11. Действия руководителя, направленные на сокрытие информации, а также непринятие им мер по недопущению или прекращению дисциплинарного проступка военнослужащего, а также отказ от привлечения его к ответственности.

Однако положения действующего законодательства по квалификации тяжести правонарушения имеют рекомендательный характер. Командир части самостоятельно принимает решение о том, руководствоваться ими или нет. Также руководству необходимо учитывать характер совершенного проступка, а в некоторых случаях и личные качества военнослужащего, его отношение к службе и т.д.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Для военнослужащих служебная дисциплина является основополагающим элементом, поэтому по каждому факту её нарушения, даже незначительному, руководство должно провести соответствующее разбирательство. Если в совершении проступка принимало участие несколько граждан, то разбирательство может производиться как в отношении всей группы одновременно, так и для каждого провинившегося отдельно.

В процессе изучения обстоятельств происшествия перед командиром стоит задача определить:

  1. Время и дату совершения проступка;
  2. Какие нарушения были допущены;
  3. Лиц, принимавших участие в правонарушении, их личные данные, должности и звания;
  4. Мотивы и условия совершения указанных действий, обстоятельства подтверждающие вину нарушителей;
  5. Характеристики служащих, в отношении которых производится расследование;
  6. Последствия, которые повлекли за собой противоправные действия виновных лиц или их преступное бездействие;
  7. Отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также основания для исключения ответственности, если таковые имеются;
  8. Факты и детали, имеющие значение для рассмотрения дела.

В процессе проведения служебной проверки руководство обязано истребовать у военнослужащего письменные объяснения по факту совершенного им проступка. Однако законодательство не обязует его, их предоставлять. Оформление объяснительной является правом служащего и дается ему для изложения его точки зрения, которая должна быть учтена при рассмотрении правонарушения.

Отсутствие данного документа не является основанием для прекращения дисциплинарного производства в отношении виновного лица. Руководство со своей стороны обязано подтвердить факт отказа от дачи пояснений путем оформления соответствующего акта за подписями не мене двух свидетелей.

В качестве доказательств также могут быть использованы свидетельские показания, которые также должны быть оформлены в письменном виде.

Они присоединяются к материалам служебной проверки наряду с заключениями экспертов, видео, фото и аудиозаписями, вещественными и документальными доказательствами. При наличии оснований, может производиться мед.

Если в процессе проведения расследования были выявлены факты, указывающие на отсутствие вины военнослужащего, то возможность наложения дисциплинарного взыскания исключается.

После выяснения всех обстоятельств и принятия решения относительно налагаемого взыскания руководству необходимо оформить протокол, в котором указывается лицо, чья вина в совершенном проступке была доказана. Подпись служащего в данном документе также требуется. При отказе от подписи в протоколе делается соответствующая отметка, а его копия вручается виновному лицу.

Обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего

В ряде случаев в процессе проведения служебной проверки, командиром могут быть выявлены обстоятельства, исключающие возможность наложения на военнослужащего дисциплинарного взыскания. Служащий не может быть привлечен к ответственности, за действия (бездействие):

  1. Совершенные при самозащите и защите третьих лиц, в том числе гражданских, а также их законных прав и интересов государства при возникновении опасных обстоятельств. В данном случае ключевым моментом при квалификации проступка будет определение соразмерности обороны, то есть недопустимости её превышения.
  2. Осуществляемые по приказу или команде руководства.
  3. Связанные с задержанием преступников для их последующей передачи представителям власти.
  4. Если была доказана их польза для общества, а целью совершенного поступка было предотвращение неблагоприятных событий, несущих угрозу жизни, здоровью, интересам граждан или государства.
  5. Были совершены под принуждением, вследствие которого военнослужащий не мог в полной мере владеть собой и контролировать свои поступки.

Помимо этого не допускается привлечение к ответственности в случае отсутствия прямых доказательств, подтверждающих факт совершения проступка.

Также наложение взыскания невозможно на лиц, совершивших правонарушение вследствие психологического расстройства.

Кроме того запрещается привлечение к дисциплинарной ответственности по норме закона, утратившего силу и по истечении срока давности совершенного правонарушения.

Помимо обстоятельств, исключающих возможность привлечения к ответственности, существуют и факты, позволяющие смягчить или отягчить наказание. К первым относится состояние аффекта, явка с повинной военнослужащего, совершившего проступок, его чистосердечное раскаянье и осуществление действий для предотвращения негативных последствий от совершенного правонарушения.

К отягчающим обстоятельствам относится повторное совершение дисциплинарных проступков, проведение массовых беспорядков, употребление наркотических и иных веществ, вызывающих состояние опьянения.

Все факты, которые имеют отношение к рассматриваемому проступку, учитываются руководством при вынесении окончательного решения.

Что такое дисциплинарный проступок

Каждый военный, находясь на службе в армии, соблюдает установленную дисциплину, которая регламентируется уставом войсковой части.

В тех случаях, когда им совершается противоправное, виновное действие или, наоборот, бездействие, которое выражается в нарушении этой военной дисциплины и не влечет за собой уголовную или административную ответственность, то такое деяние именуется, согласно Указу №1495, дисциплинарным проступком (ДП).

Каждый такого рода проступок обладает следующими характеризующими его признаками:

  • общественная опасность – вред воинской дисциплине или общественному порядку причиняется реально или может быть причинен;
  • противоправность – деяние должно нарушать установленные нормы права;
  • виновность – правонарушение должно быть виновно, а вина военного доказана;
  • наказуемость – наказание устанавливается в соответствии с правилами ДУ или других ФЗ.

При этом такое противоправное действие может быть совершено военным как умышленно (осознание возможных последствий или безразличие к ним), так и по неосторожности (предвидел последствия и самостоятельно пытался их предотвратить или не предвидел их вследствие невнимательности).

Что такое дисциплинарная ответственность

После того, как военнослужащий совершил дисциплинарный проступок или иное правонарушение, наступает дисциплинарная ответственность, характеризующаяся наложением дисциплинарных взысканий уполномоченными на это членами дисциплинарной власти.

Этот вид ответственности распространяется на служащих как по призыву, так и по контракту, а также пребывающих на сборы.

Ее основная цель заключается в том, чтобы охранять воинскую дисциплину и правопорядок, бороться с нарушениями и оказывать воспитательное действие на других военных.

Такого рода ответственность должна иметь два основания – правовое и фактическое. Первое определяется согласно установленным нормам в законодательных документах, а второе – совершение самого проступка, который подлежит наказанию.

При этом привлечение к этой ответственности не освобождает военнослужащего от дальнейшего исполнения им своих воинских обязанностей, а также от возмещения причиненного ущерба.

За какие проступки привлекают к ответственности

Каждый военнослужащий должен в полной мере выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать установленную в войсковой части дисциплину и общественный порядок, иначе им будет совершен дисциплинарный поступок, который обязывает привлечению к дисциплинарной ответственности.

За обычные ДП взыскание определяется командиром части, который также должен самостоятельно и определять степень тяжести правонарушения. Однако выделяют грубые дисциплинарные проступки, для которых предусмотрен ФЗ №199 от 01 декабря 2006 года особый процессуальный порядок, а дела рассматриваются военным судом.

К такого рода грубым правонарушениям военной дисциплины относят:

  • нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
  • своевольное оставление войсковой части или места сбора;
  • отсутствие уважительных причин при неявке к установленному сроку после увольнения, командировки, отпуска или лечения;
  • отсутствие военного, несущего службу на контрактной основе, в установленном месте без причины более четырех часов;
  • увиливание от исполнения воинских обязанностей;
  • неисполнение установленных правил, касающихся несения боевого дежурства, пограничной, караульной или внутренней службы и общественного порядка;
  • нарушение правил патрулирования в гарнизоне;
  • уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование и использование военного имущества, совершаемые умышленно или по неосторожности;
  • нарушение правил обращения с боевым оружием, а также с опасными веществами, которое повлекло причинение вреда здоровью или другим неблагоприятным последствиям;
  • нарушение правил эксплуатации военных транспортных средств;
  • пребывание военнослужащего в наркотическом или алкогольном опьянении и отказ от медицинского освидетельствования;
  • сокрытие информации или отсутствие принятия каких-либо мер наказания относительно провинившегося командиром части.

Порядок привлечения

Согласно гл. 4 ДУ, имеется установленный порядок привлечения несущего военную службу гражданина к дисциплинарной ответственности. Он состоит из следующих этапов.

Командир части должен предпринять необходимые меры – провести письменное или устное разбирательство по факту совершенного проступка в установленные законодательством сроки и в процессе выявить следующее:

  • дату и время совершения деяния;
  • характер правонарушения;
  • участники действия (личные данные, должность, звание);
  • мотивы и условия совершения проступка, а также подтверждающие вину обстоятельства;
  • характеристика каждого участника деяния;
  • какие последствия последовали;
  • выявить обстоятельства, которые могут смягчить, исключить или отяготить меру наказания;
  • другие значимые факты и детали.

По результату проведенного разбирательства командир в рамках своих полномочий накладывает на виновного дисциплинарное взыскание. Если он не имеет на выдвинутое наказание полномочий, то в течение 10 дней ему необходимо сообщить о правонарушении вышестоящему командованию.

С принятым решением виновный должен быть ознакомлен, а информацию заносят в его служебную карточку. При этом порядок ознакомления зависит от вида: для солдат, матросов и старшин выговор или строгий выговор объявляют перед строем, для офицеров – на совещаниях, а понижение в звании или досрочное увольнение обязательно оформляется соответствующим приказом.

Военнослужащий, совершивший ДП, имеет право предоставить командованию объяснительную в письменном виде, которая должна быть учтена в расследовании. В том случае если виновный отказывается писать объяснительную, то руководство должно оформить это специальным актом, подписанный минимум двумя свидетелями.

Также любые показания свидетелей дисциплинарного проступка должны быть оформлены письменно и приобщены к материалам расследования.

В тех случаях, когда виновный отказывается подписывать принятое командованием решение, то в протоколе ставится соответствующая отметка и копия отдается военному.

Особые обстоятельства, исключающие ответственность военнослужащего

Проводя командованием расследования по совершенному проступку, могут быть выявлены обстоятельства, которые исключают целесообразность наложения на военного гражданина взыскания.

К таким обстоятельствам относятся:

  • деяние совершено с целью самозащиты, защиты третьих лиц или прав и интересов государства в опасной ситуации, при этом особое значение будет иметь соразмерность обороны – ее не превышение;
  • проступок осуществлен в соответствии с приказов командования;
  • действие было связано с поимкой преступника для дальнейшей передачи его в уполномоченные органы;
  • целью проступка было предотвращение неблагоприятных и опасных для жизни, здоровья, интересов граждан и государства событий;
  • виновный не мог владеть собой и контролировать поступки вследствие нахождения под принуждением.

Также дисциплинарная ответственность не накладывается, если отсутствуют явные прямые доказательства, или гражданин имеет психологическое расстройство, или срок давности проступка, составляющий один календарный год, истек.

К смягчающим обстоятельствам при расследовании будет отнесено совершение действия в состоянии аффекта, его явка с повинной и чистосердечное раскаяние, а также принятие военным действий для предотвращения негативных последствий.

Наоборот, отяготить меру наказания могут неоднократное совершение такого рода правонарушений, проведение массовых беспорядков, пребывание в наркотическом или алкогольном опьянении, с дальнейшим отказом от медицинского освидетельствования.

Виды ответственности

Согласно установленным нормам закона, за дисциплинарные проступки к военнослужащему могут быть применены следующие виды дисциплинарной ответственности в виде таких взысканий, как:

  • обычный или строгий выговор;
  • невозможность уйти в очередное увольнение из войсковой части или корабля;
  • отнятие нагрудного отличительного знака;
  • предупреждение;
  • понижение в должности или в звании;
  • досрочное увольнение с контрактной службы;
  • отчисление из военного образовательного учреждения;
  • недопуск и исключение из военных сборов;
  • дисциплинарный арест, заключающийся в изоляции военного в гарнизонной или войсковой гауптвахте, при этом исключениями являются офицеры, лица женского пола и возрасте до 18 лет.

В качестве наказания не могут быть применены унижение человеческого достоинства, причинение виновному страданий или грубости.

Смягчающие обстоятельства

Наказание может быть смягчено в случаях:

  • когда подсудимый является несовершеннолетним;
  • у обвиняемого имеются малолетние дети;
  • когда преступление малой и средней тяжести совершено вследствие стечения обстоятельств
  • когда подсудимый исходил из мотивов сострадания при совершении деяния;
  • когда преступление было совершено при наличии факторов психического или физического принуждения либо по причине материальной/служебной зависимости от третьего лица;
  • при превышении допустимых пределов самообороны;
  • когда совершение преступления было вызвано необходимостью задержать лицо, совершившее преступление в соответствии с приказом, распоряжением или крайней необходимостью;
  • когда обвиняемый оказывает активную помощь в раскрытии преступления, выдает соучастников преступления и место нахождения имущества, добытого в ходе деяния;
  • когда лицо, совершившее уголовное деяние, добровольно оказывает помощь потерпевшей стороне, возмещает моральный и имущественный вред, иным способом заглаживает вину перед стороной потерпевшего.

Также при вынесении при говора суд вправе руководствоваться иными обстоятельствами дела для смягчения меры наказания.

smyagchayushchie-obstoyatelstva

Влияние отягчающих обстоятельств на уголовное наказание

Правосудие осуществляется на принципах, которые представляют собой основу процесса судебного разбирательства.

Ими являются: гуманизм, справедливость, законность, индивидуализация. Каждое уголовное дело рассматривается индивидуально, в совокупности со всеми деталями, нюансами.

Отягчающее обстоятельство уголовного наказания может и не сыграть свою функцию при принятии решения судьей, если оно будет являться основным обвинением лица.

В этом случае в роли негативно влияющей детали на судьбу обвиняемого оно уже не действует, не используется повторно.

Самым распространённым из них можно считать рецидив (повтор преступления по одной и той же статье Уголовного кодекса).

Если судья усмотрит в процессе разбирательства данный нюанс, то уже не учитывается, какую роль играл обвиняемый при совершении преступления, и осуществил ли он свои цели и намерения.

Вынесение приговора судьёй для всех участников (как обвиняемого, так и потерпевшего и его родственников) судебного процесса несёт особую важность.

После его прочтения решается судьба обвиняемого, а также вопрос о компенсации вреда здоровью или имуществу потерпевшего.

Назначение наказания при отягчающих обстоятельствах основывается на учёте судом тех деталей, которые негативно характеризуют обвиняемого со всех сторон.

Играет большую роль, какой исход принесло преступление, если оно повлекло за собой смерть человека, причинение вреда большой тяжести, то приговор будет для подсудимого неутешительным.

Вследствие учета этих обстоятельств, формируется вид наказания (лишение свободы либо условное), срок отбывания наказания.

В трудных жизненных ситуациях, некоторым людям сложно быстро среагировать, сдержать свои эмоции, предотвратить генетические факторы, влияющие на сознание человека, совершающего преступление.

Для предотвращения преступлений, правонарушений и общественно опасных деяний, существуют ведомства, которые ведут профилактику среди населения.

Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и иные обстоятельства, не указанные в ч. 1 ст. 61 УК РФ.

То есть, если смягчающее обстоятельство предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Согласно ст. 62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных п. “и” и “к” ст.

61 УК РФ, и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не может превышать трех четвертей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, содержащегося в соответствующей статье Особенной части УК РФ.

В отличие от перечня обстоятельств, смягчающих наказание, перечень отягчающих обстоятельств исходит из общего правила и является исчерпывающим, хотя в тексте ст. 63 УК РФ специально это не оговаривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 63 УК РФ, если обстоятельство, указанное в ч. 1 этой статьи, предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ в качестве признака преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при назначении наказания.

Источники

  • https://murkapravo.ru/obstoyatelstva-otyagchayushchie-ugolovnuyu-otvetstvennost/
  • https://voen-pravo.ru/komandirskaya-podgotovka/konspekty/obshchevoinskie-ustavy/531/
  • https://lawdeloto.ru/obstojatelstva-otjagchajushhie-disciplinarnuju-otvetstvennost.html
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector