Главная » Нарушения » Коммерческий подкуп в УК РФ

Коммерческий подкуп в УК РФ

В этой статье

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Вопрос: Что является квалифицированными (т.е. отягощающими, повышающими размер санкции) составами коммерческого подкупа?
Посмотреть ответ

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Что является предметом взяточничества (статьи 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ) и коммерческого подкупа?

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Тема: Статья 204 УК

Анализ показал, что большая часть уголовных дел по фактам отката возникают, если берущий зарвался уже настолько, что на него начинает стучать дающий. Известны анекдотичные случаи сдачи нервов у чиновников, которые изначально договаривались о получении отката у «заинтересанта», а затем, обуреваемые мыслями о том, не является ли данная ситуация проверкой, сами обращались в компетентные органы.

С какой целью приняты ужесточающие поправки?

Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок. В сложившейся судебно-следственной практике преступления, связанные с так называемыми откатами при осуществлении поставок товаров (выполнении работ, оказании услуг) для обеспечения госнужд, квалифицируются по статьям УК РФ о хищениях чужого имущества (в первую очередь как мошенничество), злоупотреблениях полномочиями, в том числе должностными, а также о коммерческом подкупе, даче и получении взятки. При этом многие нарушения в этой сфере не удается квалифицировать согласно нормам уголовного права, и бывают случаи, когда нарушители подпадают лишь под административную ответственность, не соразмерную совершенным деяниям.

Не предусмотрена ответственность и за подкуп работников контрактной службы, контрактных управляющих, членов комиссии по осуществлению закупок и других лиц, принимающих непосредственное участие в закупках товаров, работ, услуг.

Поправки в целом направлены на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —

Рекомендуем прочесть:  Размер госпошлины для вступления в наследство

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

Откат статья ук

Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.

На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.

Какая ответственность грозит за злоупотребления?

За такое преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 3 лет. Наказание увеличится, если преступление совершено группой лиц по предварительному сговору или причинило особо крупный ущерб (штраф в размере до 1 млн. рублей либо лишение свободы на срок до 7 лет).

В каких случаях можно избежать ответственности?

В Законе предусмотрено положение, согласно которому лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Конференция ЮрКлуба

Переговоры в ходе торгов между участниками запрещены ФЗ «О защите конкуренции» и 94-ФЗ. Договоренности о выходе из аукциона ограничивают конкуренцию. За соглашения такого рода предусмотрена ответственность по ст. 14.32 КоАП РФ, а вслучае причинения ущерба грозит ст. 178 УК РФ.

Вместе с тем, органы следствия зачастую, выявляя факты платы за выход, квалифицируют данные действия по ст.

Когда Закон № 99-ФЗ вступает в силу?

Закон вступил в силу 4 мая 2018 года.

Ближайшие бесплатные вебинары

  • 10.08.2021 Что делать, если вызвали на комиссию ИФНС по проблемным контрагентам?
  • 13.08.2021 Работа с иностранными контрагентами: что важно знать
  • 17.08.2021 Уголовно-правовые и налоговые риски при участии в гостендерах

Источник: Специалисты лучшей компании для бухгалтера «Что делать Консалт» Рубрика: Госзакупки Теги: госзаказ уголовная ответственность злоупотребление должностными полномочиями взятка откат Версия для печати

Типы правонарушений

Различают 4 основных типа преступлений, прямо или косвенно касающихся процедуры проведения торгов.

  1. Коррупционные правонарушения. Должностное лицо получает часть стоимости государственного контракта в обмен на предоставление условий, гарантирующих победу нужной организации.
  2. Вымогательство. Потерпевшими выступают как заказчики, так и добросовестные поставщики. Нарушитель грозится сорвать закупку, используя систему обжалования.
  3. Расходование средств, идущее вразрез с целями ТЗ. В эту категорию попадают: приобретение имущества с целью последующей перепродажи, использование предмета закупки в личных целях, покрытие расходов, не предусмотренных статьями соответствующего бюджета и т.п.
  4. Фальсификация документов. Подобное нарушение чаще всего допускают поставщики. Участники предоставляют заведомо ложные сертификаты или лицензии, дающие им право участвовать в торгах.

К нарушителям применяется административная и уголовная ответственность.

Какая ответственность предусмотрена за данные действия ?

За коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность.

Наказания различны в зависимости от квалификации (простой подкуп или совершенный  группой лиц по предварительному сговору или в крупном размере ) и могут быть от штрафа до лишения свободы.

Например, за совершение коммерческого подкупа в значительном размере (свыше 25 тысяч рублей) (часть 2 статьи  204 Уголовного кодекса РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 3 лет со штрафом в размере до 10 кратной суммы коммерческого  подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.

За совершение коммерческого подкупа в особо крупном размере (свыше 1 миллион рублей) (часть  4 статьи 204 Уголовного кодекса  РФ) предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 8 лет со штрафом в размере до 40 кратной суммы коммерческого подкупа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 6 лет.

Более того, возможна административная ответственность юридического лица за такие действия .

Так, согласно  статье 19.28 Кодекса об административных правонарушениях РФ  незаконные передачу предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации

  • денег, ценных бумаг, иного имущества,
  • оказание ему услуг имущественного характера,
  • предоставление имущественных прав

за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением предусмотрена административная ответственность  и на юридическое лицо может быть наложен штраф.

Например, за такие действия , совершенные в крупном размере ( свыше 1 миллиона рублей) может повлечь наложение административного штрафа на юридическое лицо до тридцатикратного размера суммы денежных средств ( услуг имущественного характера, иных имущественных прав),  незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В чём суть изменений?

Установлена уголовная ответственность за злоупотребления в сфере госзакупок как для работников заказчика, так и для должностных лиц коммерческих организаций, подкупающих таких работников или предлагающих «откат».

За что ещё установлена ответственность?

Внесена поправка в ст. 304 УК РФ, дополняющая норму положением о провокации подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для госнужд.
Под такой провокацией понимается попытка передачи работникам заказчика без их согласия денег, ценных бумаг, иного имущества или оказания им услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав в целях искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа.

Оценка нарушений в сфере закупок

Для обеспечения общего подхода к определению правонарушений в области закупок используется Классификатор. Согласно этому документу, преступные деяния, за которые предусмотрена административная ответственность, можно объединить в три подгруппы:

  1. Нарушение формы и последовательности действий. Не провели закупку в электронном формате или пренебрегли условиями 44-ФЗ (воспользовались правилами 223-ФЗ). И другое.
  2. Неправильное размещение данных в ЕИС. Задержали, вообще не опубликовали, не вовремя внесли изменения.
  3. Незаконные претензии к документам и поставщикам, неправильное оформление извещения и документации.

Под административную ответственность попадает также неисполнение требований ФАС, нарушение определенных этим органом сроков для исправления ошибок.

Размер штрафов определяет КоАП.

Административные наказания за нарушения в сфере закупок (по 223-ФЗ)

Основные статьи и положения, касающиеся ответственности за нарушения в процедуре проведения торгов, были сформированы в 2014 г. Административное наказание – штраф, налагаемый на физическое или юридическое лицо (см. таблицу 1). Контролирующим органом за соблюдением законности назначена федеральная антимонопольная служба РФ. В ее задачи входит рассмотрение жалоб участников процедуры закупки.

Таблица 1. Величина штрафа.

Ответственность за нарушение в сфере закупок 1

Административная ответственность применительно к 44-ФЗ

Федеральный Закон № 44 предполагает в качестве наказания наложение штрафа (см. табл. 2). Привлекать к ответственности по этому документу можно в течение года с момента правонарушения.

Таблица 2. Штрафы.

Наименование правонарушенияСумма штрафа, тыс. рублейСубъект правонарушенияСтатья КоАП
Нарушение правил определения участника-победителя (в т.ч. для оборонного заказа)От 30 до 100Должностное лицо (ДЛ), уполномоченный орган (УО)ч. 1, 2, 4 ст.7.29
Неверное определение цены контрактаОт 30 до 50ДЛч. 1, 2 ст.7.29.1
Отказ поставщика заключить договор (для оборонных заказов)От 30 до 50 для физического и от 300 до 1000 для юр. лицаУчастник-победительч. 1, 2 ст.7.29.2
Нарушения при планировании закупокОт 5 до 50ДЛ, УОч. 1, 2, 3, 4 ст.7.29.3
Неверный порядок проведения торговОт 3 до 500ДЛ, УО, член специализированной организации, представитель закупочной комиссии (ЗК), лицо, обеспечивающее работу электронной площадкист.7.30
Неверное оформление реестраОт 20 до 50ДЛ, УО, представитель ФАСст.7.31
Нарушение порядка денежного оборотаОт 5 до 250ДЛ, УО, оператор электронной площадкист.7.31.1
Неверный порядок заключения контрактаОт 5 до 300ДЛ, УО, участник-победительч. 1, 3 ст.7.32
Нарушение порядка изменения условий контракта (в т.ч. по оборонному заказу)От 20 до 500ДЛ, УО, участник-победительч. 4, 4.1, 6 ст.7.32
Нарушение порядка оплаты поставки, в том числе при закупке для обеспечения оборонного заказаОт 30 до 50ДЛст. 7.32.1 ст. 7.32.5
Выдача фальсифицированного экспертного заключенияОт 30 до 50  
От 100 до 150
Член экспертной комиссии Экспертная организацияст. 7.32.6
Нарушение проведения закупок, связанных с энергетической сферойОт 30 до 100ДЛч. 11 ст.9.16
Неверные характеристики предмета закупки по оборонному заказуОт 40 до 1000Участник-победительст.14.49
Нарушение условий контракта по оборонному заказуОт 30 до 100ДЛ, участник-победительч. 1, 2, 2.1, 3 ст.14.55
Ликвидация или перепрофилирование производственных мощностей, необходимых для применения предмета закупкиОт 30 до 1000ДЛст.14.55.1
Нарушение применения бюджетных инвестиций, субсидийОт 10 до 50ДЛст.15.1 ч.2 ст.15.15.4 ч.2 ст.15.15.5
Невыполнение государственного заданияОт 0,1 до 30ДЛч.1, 2 ст.15.15.5-1
Неверный порядок принятия бюджетных обязательствОт 20 до 50ДЛст.15.15.10
Нарушение правил ведения финансово-хозяйственной деятельностиОт 30 до 1000ДЛ, участник-победительч.1, 2 ст.15.37
Нарушение правил проведения банковских операций, касающихся оборонного заказаОт 100 до 1000Представитель банкаст.15.40
Вмешательство в работу контролирующего органаОт 20 до 500ДЛст.19.4.2
Нарушение предписаний контролирующих органовОт 20 до 500ДЛ, УО, специализированная организация, член ЗК, оператор закупочной площадкич.7, 7.1, 7.3, 20 ст.19.5
Непредставление информацииОт 0,3 до 500ДЛст.19.7 ч.1, 2 ст.19.7.2

Наиболее распространенные правонарушения в сфере закупок

Согласно статистике ФАС, чаще всего заказчики нарушают законодательство, ограничивая число участников. В техническом задании прописываются конкретные требования к характеристикам предмета закупки: химический состав, результаты технологического процесса изготовления или испытания товара. ТЗ не должно ограничивать возможности по выбору методов и способов производства товаров или выполнения услуг.

Другой ошибкой является объединение в один лот товаров, обладающих принципиальными отличиями, или услуг, требующих определенной лицензии, и работ, которые можно провести без разрешительной документации. Неправомерность таких объединений подтверждалась в Верховном суде РФ.

Замыкает тройку лидеров ограничение на привлечение субподрядчиков. Участник-победитель закупки не должен лишаться права вести хозяйственную деятельность по своему усмотрению и привлекать сторонних исполнителей. Также он не обязан согласовывать субподрядчиков с заказчиком.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Результаты анализа уголовных дел о взяточничестве и коммерческом подкупе в сфере жилищно-коммунального хозяйства позволяют выявить и проиллюстрировать наиболее типичные способы совершения данной группы преступлений. Являясь одним из важных элементов криминалистической характеристики преступлений, способ совершения взяточничества и коммерческого подкупа в ЖКХ позволяет установить особенности других элементов, обладающих своими особенностями с учетом специфики рассматриваемой сферы экономической деятельности.
Каковы типичные способы совершения взяточничества и коммерческого подкупа в сфере ЖКХ?
Посмотреть ответ

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Когда наступает уголовная ответственность

До 4 мая 2018 к нарушениям в процессе проведения торгов применялись общие статьи УК РФ. Мошеннические действия регулировались 159 ст., при обнаружении коррупционного преступления использовались статьи 204, 285, 286, 290. Ущемление прав участников подходило под ст. 169. Расход бюджета, не обусловленный целями технического задания, попадал под ст. 285.1. Ответственность за предоставление поддельных документов наступала по 327 ст.

По Закону № 99 РФ от 23.04.2018 к нарушителям в сфере закупок стали применяться дополнительно ст. 200.4 (превышение полномочий), 200.5 (взяточничество) и 200.6 (подделка документов).

Ответственность за коррупцию и вымогательство

Коррупционные правонарушения делят на три основные категории:

  • использование должностных полномочий в личных целях;
  • получение взятки;
  • подкуп должностного лица.

Наказание за превышение полномочий зависит от размера причиненного вреда. Принято различать крупный ущерб (2,25-9 млн. рублей) и особо крупный (свыше 9 млн.). Ответственность, наступающая при осуществлении подобных правонарушений, приведена в таблице 3. Дополнительно суд может вынести запрет на выполнение определенных работ и на возможность занимать определенный пост сроком до 3 лет.

Таблица 3. Наказания за злоупотребление должностным положением (ст.200.4 ч.1,2 УК РФ).

Ответственность за нарушение в сфере закупок 2

Наказания за получение подкупа представлены в таблице 4 и могут быть дополнены запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком от 3 до 7 лет.

Таблица 4. Наказания за получение подкупа (ч.4,5,6 ст.200.5 УК РФ).

Ответственность за нарушение в сфере закупок 3

Лицо, подкупившее заказчика, также несет ответственность в зависимости от суммы подкупа и наличия отягчающих обстоятельств (см. таблицу 5). Суд оправдает сознательного гражданина, активно помогавшего следствию или самостоятельно заявившего о преступлении. Ответственность также снимается с лица, совершившего подкуп под давлением вымогающей стороны.

Таблица 5. Наказания для лиц, совершивших подкуп (ч.1, 2, 3 ст.200.5 УК).

Ответственность за нарушение в сфере закупок 4

Ответственность за нецелевое расходование средств

Выделение средств на проведение торгов осуществляется государством с указанием конкретного направления их использования. Если расходы вышли за рамки предписанных направлений, они признаются нецелевыми.

При совершении правонарушения, ущерб от которого составил свыше 1,5 млн. рублей, наступает уголовная ответственность. Величина наказания в зависимости от объема расходованных средств представлена в таблице 6. Ответственность в виде штрафа и ареста может дополняться запретом на осуществление какой-либо работы и на возможность быть назначенным на определенные должности сроком до 3 лет.

Таблица 6. Наказание за нецелевую трату средств (ст. 285.1 УК).

Ответственность за нарушение в сфере закупок 5

Ответственность за фальсификацию документов

Фальсификация экспертных документов попадает под статью 200.6 УК РФ (выдача несправедливого заключения в области закупок товаров, работ, услуг). Предусмотренное наказание – в таблице 7. Дополнительно виновному лицу могут запретить вести определенную деятельность или занимать ответственные посты в течение 3-5 лет.

Таблица 7. Виды наказаний.

Ответственность за нарушение в сфере закупок 6

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Кто будет заниматься такими правонарушениями?

Уголовные дела об указанных преступлениях правомочны рассматривать следователи Следственного комитета РФ.

Сплошной откат

Одна из фирм предложила купить эту технику по несколько завышенной цене, за это менеджеру было обещано неофициальное вознаграждение размером в $600. Менеджер зарабатывал $500 в месяц, искушение было слишком велико, и он согласился.

Предлагая руководству подписать контракт с данной фирмой, подкупленный менеджер мотивировал это тем, что у поставщика хорошие гарантийные условия и на данный момент за такую цену сложно найти подобную технику в другом месте.

Что грозит за провокацию взятки?

За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода за период до 18 месяцев, либо лишения свободы на срок до 5 лет.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.
  2. Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

    • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
    • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

    В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

    • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
    • принудительные работы до 4 лет;
    • арест от 3 месяцев до полугода;
    • тюремное заключение до 6 лет.
  3. За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.
  4. Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.

Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

Что понимать под подкупом?

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с госзакупкой.
Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

  1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
    • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
    • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
    • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
  2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

Откат в снабжении. Лечится ли это?

Для того чтобы компании могли выживать и развиваться в современных рыночных условиях, им необходимо постоянно увеличивать свою прибыль. Оно и понятно, но. Как этого добиться? Одним из способов является снижение издержек при закупке товаров. Однако именно здесь компания натыкается на стену в виде сотрудника отдела снабжения, который, в общем-то, не заинтересован в развитии бизнеса компании, но заинтересован в увеличении личного благосостояния.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

  • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
  • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).

К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

Отличие коммерческого подкупа от взятки

По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

  • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
  • цель этих правонарушений – корысть;
  • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

№Основание для сравненияВзяткаКоммерческий подкуп
1Статья Уголовного кодексаСт. 290, 291Ст. 204
2Сфера осуществленияГосударственные и административные организацииКоммерческие организации
3Вид правонарушенияДолжностноеКоммерческое
4Объект преступленияСоциальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организацийРеализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
5Потенциальные субъекты преступления«Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положениеЛица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
6.Время совершения правонарушенияМожет быть дана (получена) как до, так и после желаемого действияДается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
7.Степень тяжести правонарушенияНебольшаяПри передаче – небольшая, при получении – большая

Каков размер крупного и особо крупного ущерба?

Поправками установлено, что крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 150 тыс. рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие 1 млн. рублей.

Источники

  • https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/kommercheskij-podkup/
  • http://likvidaciya-ooo-balashiha.ru/otkat-statya-uk-13481/
  • https://www.klerk.ru/buh/articles/474570/
  • https://ak-magnat.ru/otvetstvennost-za-narushenie-v-sfere-zakupok/
  • https://advokat-abramenko.ru/articles/otvetstvennost-za-otkaty-otlichie/
[свернуть]
Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector