Юридически право собственности на земельный участок должно подтверждаться соответствующими документами. Если их нет, то человек, пользующийся землёй, не может считаться её владельцем, даже если является таковым по факту и эксплуатирует её на протяжении многих лет. Без правоустанавливающих документов надел невозможно продать, подарить или завещать. Как оформить землю в частную собственность, если нет документов на землю? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Получение документов на землю
Одним из основных документов, которые требуются для оформления свидетельства о праве собственности, является кадастровый паспорт. Оформить землю в собственность, если нет вообще никаких документов на землю, довольно сложно, но возможно. Предположим самую запущенную ситуацию, когда на территорию не оформлен этот документ и она вообще не стоит на учёте в Кадастровой палате.
Разберём по пунктам, как подготовить документацию с нуля:
- Если надел не учтён ни в одном из органов и с ним не производились вообще никакие операции, то первый шаг, который необходимо предпринять, — это сделать геодезическую съёмку. Это довольно трудоёмкая и затратная процедура, которую могут выполнить только специалисты из геодезической компании, но без неё продвинуться на следующие этапы оформления земли невозможно. Стоимость такой съёмки зависит от прейскуранта конкретной организации и от региона, в среднем это 10-12 тыс. рублей.
- Совместно со съёмкой производится определение точных границ земельного надела, иными словами — межевание. Это могут сделать частная геодезическая компания или инженеры из Бюро технической инвентаризации. По срокам на такие процедуры может уйти до 2 месяцев. Межевание тоже стоит недёшево и обойдётся владельцу участка в сумму около 8000 рублей.
- После того, как будет произведено межевание, участок земли ставится на учёт по кадастру.
Если территория стоит на учёте в Кадастровой палате, то теперь туда можно обратиться за получением паспорта на землю. Для этого потребуются следующие документы:
В заявке прописывается точное месторасположение территории. Размер государственной пошлины невелик и составляет:
- для физических лиц — 200 рублей;
- для юрлиц — 600 рублей.
Уполномоченный сотрудник Кадастровой палаты или МФЦ выдаёт расписку о принятии бумаг к рассмотрению. Техпаспорт будет готов в течение недели.
После того, как план по кадастру получен, можно приступить к оформлению права владения.
Получение права собственности
Используя неоформленный участок земли, её хозяин по сути занимается самозахватом, потому что юридически он владельцем не является. Если у территории нет частного собственника, то, скорей всего, она принадлежит местной администрации, и именно туда нужно обращаться с просьбой зарегистрировать право владения наделом.
Если документация на землю оформлена заранее, то это станет хорошим подспорьем в вопросе оформления прав в муниципальном органе. После того, как администрация рассмотрит бумаги и примет решение, возможен один из следующих вариантов юридического оформления земли:
- выкуп участка у муниципалитета;
- получение надела по дачной амнистии;
- приватизация.
Но есть определённый список территорий, на которые гражданину гарантированно откажут в праве владения, их оформлять в собственность запрещено. Это:
- заповедные зоны;
- территории, имеющие стратегическое значение, например у государственной границы, у военных объектов;
- земли возле железнодорожных путей и автомагистралей.
Восстановление документов
Правоустанавливающая документация может отсутствовать по другой причине. Например, у владельца земельного участка всё было в порядке с оформлением, но бумаги по какой-то причине утеряны. Со стороны может показаться, что восстановить их довольно трудно, и многие хозяева считают, что, теряя свидетельство о праве владения или другую официальную бумагу, они одновременно с этим утрачивают свои права на имущество. Однако это не так, компетентные органы могут выдать документы-дубли.
За восстановлением следует обращаться в тот орган, который изначально выдавал документ. Это может быть:
- Росреестр в случае свидетельства, подтверждающего право собственности;
- БТИ в случае потери техплана;
- Кадастровая плата в случае техпаспорта.
Для выдачи дубля нужно предоставить:
- паспорт собственника;
- ИНН;
- объявление об утере из СМИ;
- другие бумаги, подтверждающие владение участком земли;
- чек о внесении государственной пошлины.
Сложнее всего восстановить соглашение о купле-продаже, особенно если сделка совершалась до 2001 года. В этом случае нужно будет найти продавца и запросить у него копию договора.