Главная » База знаний » Изучаем технологию проведения инвентаризации имущества

Изучаем технологию проведения инвентаризации имущества

Любые ценности, которые есть у предприятия, должны быть отображены на его балансе. И для того, чтобы выявить фактическое их соответствие к тому, что указано в документации, необходимо проводить специальную проверку. Какие же требуются нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации в текущем году, и каковы ее особенности?

Основные положения

Проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств необходимо совершать с той целью, чтобы контролировать сохранность всех ценностей и средств предприятия.

Если говорить об имуществе предприятия, то нему относятся:

  • все основные средства и нематериальные активы;
  • производственные запасы;
  • вложения денежных средств;
  • готовая продукция и товары;
  • иные запасы;
  • финансы и материальные активы.

Когда речь идет о финансовых обязательствах, то к этой категории будут относиться:

  • задолженности;
  • кредиты и займы;
  • резерв.

Порядок проведения инвентаризацииВсе обязательства должны оформляться соответствующими договорами. И впоследствии, эти документы будут служить гарантом исполнения обязательств.

Существуют нормативные документы регулирующие весь порядок проведения инвентаризации имущества. Все организации должны подчиняться приказу министерства финансов РФ, № 49, которым были утверждены «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

На законодательном уровне устанавливаются сроки проведения инвентаризации лишь перед тем, как требуется подготавливать годовую отчетность. В этом случае, проверка должна быть окончена до того, как придёт время заполнять соответствующие документы за отчетный период.

В иных случаях, каждая фирма разрабатывает положения и устанавливает сроки проведения и периодичность, самостоятельно.

Разновидности инвентаризации и ее цели

Классификация видов инвентаризацииКаждое отдельное предприятие имеет свою периодичность проведения инвентаризации. И она может быть как плановая, так и внезапная, то есть, незапланированная.

Учет собственности при инвентаризации может охватывать как все имущество, так и его отдельные элементы. То есть, по своему виду, инвентаризация подразделяется на:

  • частичную;
  • полную.

Каждая организация должна проводить процедуру регулирования имущественных ценностей и обязательств на текущий момент времени. Производится это все с определенными целями.

  1. Получение сведений о фактическом наличии имущества. Оно может быть как собственным, а также и не принадлежать предприятию, но числиться на его балансе. Проводится это с необходимостью сохранения собственности, а также для обнаружения неучтенных объектов.
  2. Необходимость выявления того, сколько фактически на предприятии находится ресурсов, которые используются в процессе производства.
  3. Полученные результаты фактического присутствия имущества, должны быть сверены с документальными данными, которые отображены в учете. Таким образом, определяются недостачи и излишки.
  4. Проведение проверки того, насколько правильно в учете отображены оценочные данные имущества и обязательств, а также факт возможной оценки имеющихся ресурсов. Оценка должна исходить из рыночной стоимости, а также состояния самих ресурсов.
  5. Контроль над надлежащим соблюдением эксплуатации, а также содержания основных средств и пользования нематериальными активами. А также проверка тех условий, при которых соблюдается сохранность финансов, товарных и материальных ценностей, и ценных бумаг.

Проведение инвентаризации

Проведение инвентаризации на складеНа каждом отдельно взятом предприятии существует свое положение о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств, а также ее периодичность. Существуют и исключения, когда проведение данной процедуры является обязательным.

Когда требуется проводить процедуру инвентаризации в обязательном порядке:

  • если имущество передается в аренду, продается или выкупается;
  • когда государственное или муниципальное учреждение претерпевает изменения и преобразовывается в другую форму собственности;
  • когда наступает необходимость формировать бухгалтерскую отчетность за год;
  • если на предприятии на должность материально ответственных сотрудников приходят новые лица;
  • в случае обнаружения порчи или пропажи имущества, а также злоупотребления его пользованием;
  • при наступлении чрезвычайных ситуаций, например, пожара или наводнения, которые привели к порче или утрате имущества;
  • когда компания была реорганизована, либо же вовсе ликвидирована;
  • прочие ситуации, которые регламентируются нормативными документами РФ.
Сам процесс проведения инвентаризации является поэтапным. И чтобы завершить процедуру, необходимо выполнить несложные действия.

Первый этап подготовки

И здесь должны быть произведены следующие действия:

  • подготавливается приказ на проведение мероприятия;
  • создается комиссия, которая будет следить за ходом инвентаризации;
  • определяются сроки проведения проверки, а также то имущество, которое будет ей подлежать;
  • материально ответственные лица на предприятии предоставляют требуемые расписки.

Второй этап подразумевает подсчет имущества в натуре

В зависимости от того, какие именно объекты будут подлежать проверке, инвентаризация может проводиться путем взвешивания, подсчета, обмера, и выявления присутствия всех ценностей, которые подлежат проверке. После этого должны быть составлены описи по итогам проведенной инвентаризации.

Третий этап

На третьем этапе проводятся сопоставления сведений из составленных описей, с теми данными, которые отображены в бухгалтерском учете.

Здесь должны быть составлены сличительные ведомости, в которых определяются возможные расхождения данных и их причины.

На завершающем этапе оформляются результаты

Когда вся процедура завершена, бухгалтерская отчетность должна быть приведена в соответствие тем данным, которые были выявлены в результате проверки. Материально ответственные лица, которые допустили какие-то ошибки при учете имущества, должны быть привлечены к административной ответственности.

Стоит понимать, что руководитель организации сам вправе решать, в какое время будет проведена проверка в его компании. Поэтому, лучше, если материально ответственные лица будут подготовлены к данной процедуре. В противном случае, могут возникнуть неприятности при обнаружении несоответствия фактического наличия имущества с тем, что указано в бухгалтерской отчетности.

Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector