Каждый гражданин обладает той или иной собственностью, она является необходимым условием для экономической свободы. Здесь речь идет, как об отдельном человеке, так и о государстве в целом. Имея права на земельные наделы, можно ими пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. И следует понимать, что могут быть отличными формы земельной собственности, которые будут зависеть от конкретных потребностей общества.
Немного истории
Записи о владении на земельные наделы появились еще в 15-16 веках. Можно обратиться к известным законам Хаммурапи, который хотел закрепить общественный строй в государстве. Основывалось его законодательство на наличии средних и мелких рабовладельцев. Его законы являются первым сборником, где можно найти упоминания о частной собственности.
После появления судебника Хаммурапи, можно говорить о возникновении множества законов, связанных с регулированием имущественных отношений, с защитой своего имущества, а также прав по распоряжению им.
Также в судебнике содержатся и другие законодательные правила, охватывающие различные стороны правовых отношений. Среди всех изданных законов, а их насчитывалось 282, неизученными остались лишь 21 статья.
Следует понимать, что в античном мире, при владении землей в вотчинах, человек получал социальное признание и социальное положение в обществе. И чем большей была территория, которой он обладал, тем большее признание у него было.
Как и в наши дни, экономическое неравенство имело место быть. Об этом свидетельствует развитие рабовладельческого строя, который длился длительное время.
Виды собственности
К формам земельной собственности относятся следующие разновидности:
- государственная;
- муниципальная;
- индивидуальная.
Государственная собственность.
Собственность, которая принадлежит государству, имеет два подвида:
- владения отдельных субъектов страны;
- владения РФ.
Эти положения регламентированы действующим законодательством. И при необходимости получения любых сведений, необходимо обращаться к букве закона.
Так, чтобы понимать, что подразумевает под собой государственное владение на землю, можно обратиться к 16 статье Земельного Кодекса. Сюда будут относиться те земельные наделы, которые не принадлежат физическим и юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Власть над ними находится именно у государства.
Государственное владение должно иметь четкие разграничения на земли субъектов РФ, а также на федеральные наделы. Все это регулируется специальным законом о разграничении земель.
Земельные участки, которые относятся к имуществу субъектов, будут следующие:
- те, которые признаны таковыми на уровне федерального законодательства;
- права на наделы возникли вследствие разграничения государственных земель;
- те земли, которые появились у субъектов на основаниях, предусмотренных законодательными нормами;
- земли фондов перераспределения;
- наделы водного фонда, которые находятся в ведении субъектов;
- наделы, занятые недвижимостью, которая принадлежит субъектам страны.
Существуют основные принципы, которыми руководствуются при распределении правомочий на государственные земли:
- основы Конституционных норм и законов на уровне Федерации;
- приоритетным считаются решения органов государственной власти при распределении.
Местное самоуправление и государственная власть должны обеспечивать распоряжение наделами, которые имеются в их ведении, учитывая принципы открытости и справедливости в ведении всех процедур.
Муниципальная собственность
Когда производилось разделение земель на уровни собственности, те земли, которые отошли к муниципальным образованиям, и принято считать муниципальной собственностью.
Сюда могут относиться земельные наделы, которые используются для обслуживания населения в коммунальной сфере, а также и те земельные участки, которые заняты объектами муниципалитетов. Форма собственности земельного участка напрямую будет зависеть от того, какое было вынесено решение при перераспределении земель. От территориальной значимости и необходимости размещения на данной площади тех или иных производственных, либо же частных владений.
Все земли, относящиеся к муниципалитетам, должны пройти процедуру обязательной государственной регистрации. Об этом свидетельствует постановление действующих законодательных актов.
Местное самоуправление может распоряжаться и владеть всеми землями, которые не будут иметь отношения к собственности индивидуальной и государственной. Сюда могут относиться, кроме коммунальных объектов, также и объекты, имеющие социально-культурное назначение.
Частные владения
Кроме указанных видов землепользования, может иметь место и частная собственность. Это право граждан отображено в Конституции. Основное правило, источником которого и являются конституционные законы, гласит о том, что человек вправе пользоваться и распоряжаться землей, но таким образом, чтобы это не наносило урона окружающей среде. В роли землепользователей могут выступать, как физические, так и юридические лица.
В качестве же правовых объектов в частной собственности могут выступать лишь отдельные категории земель. Если речь ведется о землях сельскохозяйственного назначения, то здесь приобрести право на владение территорией существует практически во всех случаях. В индивидуальное владение можно приобрести земельные наделы определенной площади, и ограничений на это нет со стороны государства.
Помимо обретения прав, они также могут быть и прекращены. Выполняться это может, как в добровольном порядке, так и в принудительном. Пользование наделом может быть полисным.
Что же касается земель, которые в индивидуальные владения получены быть не могут, к ним относятся:
- территории, которые изъяты из оборота;
- земли, пользование которыми ограничено.
В некоторых ситуациях могут иметь место ограничения на пользование площадью. Накладываются они исходя из законодательных актов, уполномоченными органами.
В любом из видов землевладений, главным условием выступает соблюдение норм, установленных на уровне законодательства. При частном землепользовании важно соблюдать основные условия и обязательства.