Прорыв трубы в многоквартирных домах, к сожалению, не редкость. Когда лопается стояк или батарея, поток воды может быть настолько стремительным, что затопление моментально происходит в квартире, где произошла авария, а вода просачивается дальше к соседям. Кроме ущерба в собственном помещении, жильцы боятся, что им придётся компенсировать урон для соседей снизу. Так ли это и всегда ли вина лежит на хозяине квартиры, где прорвало отопительную трубу или стояк?
В этой статье
Прорвало трубу — что делать?
Прорыв трубопровода влечёт за собой множество неприятностей для жителей многоквартирного дома. Имуществу наносится колоссальный ущерб, особенно если прорвало трубу отопления, ведь вода там подаётся под напором и с температурой выше 60 °С. Вместе с затоплением можно получить ожоги.
Что делать, если прорвало трубу? От быстроты реакции жителей квартиры зависят сохранность вещей и хорошие отношения с соседями, если протечку удастся быстро устранить.
В первую очередь необходимо отключить электропитание в квартире. Брызги холодной или горячей воды могут спровоцировать короткое замыкание.
Если есть такая возможность, следует перекрыть вентиль трубы, пока не затопило соседей. Это остановит подачу воды в квартире, но подобные меры помогут только в том случае, если прорыв произошёл на периферийном участке, а не на стояке.
Кому звонить?
Если прорвало водопроводный стояк в квартире или лопнула труба отопления и жителям помещения не удаётся самим справиться с потоками воды, следует незамедлительно обращаться в городскую аварийную службу. На адрес выедет ремонтная бригада, водообеспечение дома будет приостановлено, а ремонтники смогут устранить протечку.
Если же жильцы заметили небольшую струю из трубы, капли, они могут временно подставить ёмкость и обратиться в ТСЖ, ЖЭК или компанию, обслуживающую дом. По вызову придёт сантехник и устранит неполадку.
На ком лежит ответственность?
Ещё более неприятная ситуация складывается, если прорвало батарею или стояк и вы затопили соседей. Скорее всего, придётся ожидать визита разъярённых соседей, которые обвинят в случившемся тех, кто живёт над ними.
Действительно ли вина за потоп лежит на жильцах квартиры, где лопнула батарея или стояк? Давайте разберёмся в этом вопросе.
Жилищная компания обязана поддерживать водопровод и теплопровод в надлежащем состоянии. В их зону ответственности входят не только те коммуникации, которые расположены в подвале или на чердаке, но и трубопроводы, проходящие между квартирами. УК обязана регулярно проводить капитальный ремонт.
В летний период проводится проверка системы обогрева. Под большим напором подаётся холодная вода, жителей в этот момент просят быть дома. Если жильцы обнаружат капли или струю под батареей, им следует сообщить сантехникам УК, которые устранят неполадку.
Ответственность лежит на ТСЖ или УК, если:
- прорыв произошёл в результате неправильных работ сантехника от обслуживающей компании;
- трубы в многоквартирном доме ветхие, капитальный ремонт давно не производился;
- причиной неисправности стали перепады давления в трубах.
Не рекомендуется самостоятельно производить сантехнические работы. Если прорыв произойдёт после этого, вина будет лежать полностью на владельце квартиры.
В затоплении виноват хозяин квартиры, если он:
- производил самостоятельную замену батареи или труб без согласования с ТСЖ или УК;
- самостоятельно устанавливал или снимал счётчики на воду;
- неаккуратно обращался с сантехническим оборудованием;
- нанёс механические повреждения элементам канализационной или отопительной системы.
Если вина жильца квартиры будет доказана, ему придётся не только делать ремонт в своей квартире, но и финансово обеспечить ремонтные работы у пострадавших соседей.
Возмещение ущерба
После устранения протечки не стоит сразу же устранять следы аварии, если вы желаете компенсировать потери. Для оценки вреда созывается специальная комиссия, в которую входят:
- представитель ТСЖ или УК;
- сантехник;
- электрик;
- сосед, которого залили;
- два свидетеля;
- независимый оценщик.
Комиссия совместно с хозяином квартиры составляет акт осмотра помещения, в котором фиксирует весь нанесённый ущерб. Информация должна быть представлена максимально подробно. В документ должно быть вписано, по какой причине произошёл прорыв, если это возможно установить сразу же. Когда причину установить невозможно, следует максимально подробно описать характер аварии.
В акте следует перечислить повреждения, тоже максимально подробно. Например, если повреждено напольное покрытие, то описать, в какой части комнаты, каков объём повреждений. Необходимо перечислить предметы мебели и бытовой техники, которые были испорчены.
Акт подписывается всеми участниками комиссии и заверяется печатью ТСЖ или УК. Если пострадала соседская квартира, подобный документ составляется и для неё. Часто бывает, что представители управляющей организации отказываются приходить осматривать затопленное помещение под разными предлогами, зная, что акт нужно составить в первые сутки после инцидента. В этом случае необходимо получить в офисе номер входящего обращения — как доказательство того, что жилец действительно обращался, и созвать комиссию для осмотра без них.
Как получить компенсацию? Если потоп произошёл по вине управляющей компании, туда необходимо направить досудебную претензию, приложив копии акта и экспертной оценки урона. Не всегда обслуживающая организация соглашается компенсировать ущерб, нанесённый потопом. В этом случае пострадавшим нужно обращаться в суд с иском о возмещении урона.
Если вина за случившееся лежит на собственнике помещения, то он должен за свой счёт оплатить ремонт труб и материально компенсировать ущерб соседям. Следует учитывать, что отказ пускать комиссию внутрь для осмотра жилья приравнивается к признанию вины.
Кто отвечает за прорыв отопительной трубы вне квартиры? Под нами у соседки мокрый потолок, а у нас все сухо. При этом может ли ук обвинить нас, если мы меняли трубы сами?