Регистрация по месту пребывания для граждан РФ является одной из форм учета населения. Несмотря на свою обязательность, она носит уведомительный характер.
В этой статье
- В чем разница между регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания
- Условия постановки граждан на учет по месту пребывания
- Какие нужны документы
- Способы подачи заявления
- Порядок оформления и стоимость
- Сроки для обязательной постановки на временный учет
- В каких домах нельзя зарегистрироваться
В чем разница между регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания
Существует 2 типа регистрации:
Постоянное проживание в собственной квартире или личном доме. Подтверждением является отметка в паспорте. Данная прописка считается бессрочной, оформление происходит за 7 дней.
- Временное нахождение на съемном жилье или в гостинице. Обращаться за его получением следует, если человек планирует проживать в другом населенном пункте более 3 месяцев. Подтверждающим документом является справка, максимальный срок действия которой составляет 5 лет (период определяет владелец помещения). Документ выглядит как ½ листа А4. Лицо обязано провести процедуру в течение 3 месяцев с момента переезда, при этом не требуется сниматься с учета по основному адресу жительства.
Некоторые владельцы недвижимости опасаются прописывать на свою площадь посторонних лиц, считая, что их нельзя будет выселить раньше положенного срока. В заявлении на регистрацию указывается документ-основание (чаще всего им выступает договор найма). Время пребывания ограничено сроком данного соглашения. После указанной даты наниматель должен выселиться с данной площади. Если в заявлении не проставлена дата, максимальный срок проживания составляет 5 лет.
Регистрация дает гражданам следующие возможности:
- медицинское обслуживание в частных и государственных учреждениях;
- отсутствие проблем при трудоустройстве;
- посещение ребенком детского сада или школы;
- обслуживание в кредитных учреждениях, решение вопросов получения займа и ипотеки;
- дистанционное оформление документов без посещения государственных органов.
Условия постановки граждан на учет по месту пребывания
Гражданин обязан сделать временную регистрацию, если он планирует находиться в чужом населенном пункте более 90 дней. При перемещении в пределах одного города исполнение этого правила не требуется. Лицо может быть прописано по одному адресу, а проживать по другому. Если человек уехал в командировку или на учебу, он должен официально закрепиться на новом месте. Требования к помещению:
На каждого временно прописанного гражданина должно приходиться не менее 10 м² свободной площади.
- Собственник не может иметь долгов по оплате коммунальных услуг.
- Для регистрации на арендуемой площади требуется согласие всех совершеннолетних жильцов.
- В кооперативном доме потребуется получить разрешение правления.
Виды помещений, куда гражданин может вселиться:
- арендованная квартира;
- гостиница;
- кемпинг;
- частный дом;
- общежитие.
Какие нужны документы
Документы, которые должен представить заявитель:
Паспорт и его копию (доверенность, если процедурой занимается доверенное лицо).
- Адресный листок пребывания. Эта форма подтверждает факт прибытия человека из одного населенного пункта в другой. Документ выдается в паспортном столе.
- Листок статистического учета прибытия. Если срок временного пребывания не превышает 12 месяцев, данный бланк не заполняется.
- Анкета. Заполняется при заселении в гостиницу или санаторий.
- Заявление (форма № 1). Скачать
В заявке указывается следующая информация:
- наименование регистрирующего органа;
- личные сведения о заявителе;
- адреса проживания;
- паспортные данные;
- СНИЛС;
- дата заполнения.
Несовершеннолетние дети регистрируются совместно с родителями независимо от их согласия. Документы, которые должен предоставить владелец помещения:
Свидетельство о праве собственности на жилье либо выписка из Госреестра недвижимости.
- Заявление (согласие) на регистрацию. Этот документ предоставляет каждый, кто прописан в квартире.
- Договор найма (аренды) с заявителем.
- Паспорт каждого владельца (предоставление места регистрации должно быть согласовано с каждым собственником).

Список документов для заселения в гостиницу:
- паспорт;
- анкета-заявление.
Способы подачи заявления
При подаче документов должны присутствовать обе стороны: и собственник жилья, и регистрирующийся гражданин. Регистрацию можно пройти в следующих организациях:
- отделение миграционного органа;
- многофункциональный центр;
- паспортный стол в ЖЭУ;
- администрация гостиницы или санаторно-курортного учреждения.
Процедуру проводят миграционные органы, остальные организации занимаются лишь сбором документов. Способы подачи заявления:
Через портал государственных услуг. После подачи заявления следует дождаться его проверки. Письмо с приглашением посетить подразделение миграционной службы будет направлено гражданину в его личный кабинет. В указанное время необходимо явиться в соответствующее учреждение, взяв с собой оригиналы документов, указанных в заявлении. Готовое свидетельство выдается человеку лично в руки.
- Почтовым отправлением.
- Лично через уполномоченные органы.
Порядок оформления и стоимость
При подаче заявления посредством электронных систем срок оформления документов не превышает 8 дней. В остальных случаях длительность процедуры не превышает 3 суток. Оплата государственной пошлины при этом не производится. Дополнительные расходы возникают при отправлении документов через почту. В этом случае оплачивается стоимость пересылки. Если гражданин не имеет возможности присутствовать лично при подаче документов, он передает эти полномочия своему представителю. В этом случае также возникают дополнительные расходы.
В крупных городах действуют правовые организации, занимающиеся данным вопросом. Стоимость прописки варьируется от 500 руб. до 5 тыс. руб. (в зависимости от срока пребывания). Проведение процедуры с помощью посреднических фирм грозит следующими проблемами:
Такие организации могут не регистрировать заявления в УФМС, использовать поддельные печати и фальшивые бланки. Гражданину, имеющему подобную справку, грозит ответственность за подделку документов и штраф за отсутствие прописки.
- Посредники не требуют фактического проживания гражданина на регистрируемой площади, поэтому по одному адресу может быть оформлено несколько человек. Сотрудники полиции вычисляют такие квартиры и аннулируют выданные справки.
В некоторых ситуациях нанимателю отказывают в регистрации:
- Непредставление необходимых документов.
- Неразборчиво заполненное заявление.
- Отсутствие договора аренды или составление этого документа с нарушениями.
- Отказ хотя бы одного собственника жилья на оформление нанимателя.
- Наличие тяжелого заболевания у арендатора.
Сроки для обязательной постановки на временный учет
Минимальный срок прописки равен 6 месяцам, максимальный – 5 годам. Более точный период согласовывают между собой владелец жилья и наниматель. Сотрудники организаций, занимающихся приемом документов, не вправе ограничивать сроки, указанные в заявлении. Если такой факт установлен, граждане вправе подать жалобу в вышестоящие органы.
В каких домах нельзя зарегистрироваться
Нельзя прописаться в ветхом строении, которое подлежит сносу. Ранее это правило распространялось и на апартаменты.