По законодательству Российской Федерации, каждый гражданин должен встать на регистрационный учёт по месту постоянного или временного проживания. Однако ситуации в жизни бывают разные, и некоторые лица могут остаться без прописки, не имея жилплощади, где можно было бы её оформить. Рассмотрим, что делать, если человеку негде прописаться.
В этой статье
Что такое регистрация
Понятие прописки в Российской Федерации заменено термином регистрация, которая фактически является уведомлением миграционного органа о месте проживания или пребывания гражданина. Однако многие люди употребляют слово «прописка» по привычке, как и много лет назад. Регистрация бывает:
- постоянной — если лицо длительно живёт на одном месте;
- временной — если лицо на ограниченный срок переехало в новое место.
Согласно законодательству, лицо не имеет права проживать без постоянной или временной регистрации. При переезде на новое место жительства человек обязан на протяжении трёх месяцев сделать прописку. Временная регистрация оформляется, если человек проживает на данной жилплощади ограниченный период времени. Её делают:
- студенты;
- командировочные;
- арендаторы жилья.
Проживание без уведомления миграционных служб карается штрафом. Размеры штрафа составляют:
- 4-5 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге;
- 2-3 тыс. рублей в остальных регионах.
Зачем нужна регистрация? Без неё гражданин не сможет воспользоваться многими социальными благами, доступными остальным. Он не сможет оформить заграничный паспорт, воспользоваться услугами ЗАГСа, получить водительские права, вести коммерческую деятельность, пользоваться банковскими услугами и т. д. По закону работодатель не имеет права отказать ему в трудоустройстве, но по факту найти работу будет довольно сложно. Также человек сможет получить экстренную медицинскую помощь, но рассчитывать на постоянное обслуживание в поликлинике ему не стоит.
Где можно зарегистрироваться
Не каждое помещение годится для оформления постоянной или временной прописки. Чтобы у человека была возможность сделать себе регистрацию, он должен находится в помещении, которое признано жилым. К жилым относятся:
- квартиры в многоэтажках;
- частные дома для индивидуального проживания;
- общежития;
- приюты;
- дома престарелых;
- интернаты;
- гостиницы;
- дома маневренного фонда.
Человек, который арендует жильё, обязан в нём зарегистрироваться. Исключение составляют только две категории граждан:
- прописанные в том же городе;
- проживающие у своих родственников.
Как сделать регистрацию
Постановкой на регистрационный учёт занимается миграционная служба МВД РФ. Для того чтобы оформить прописку, гражданину требуется предоставить следующий перечень документов:
- удостоверение личности своё и хозяина жилья;
- бумаги, подтверждающие право хозяина квартиры владеть этим жильём;
- документ, доказывающий право пользоваться помещением. Это может быть соглашение об аренде, социальном найме;
- справка о составе семьи;
- согласие совладельцев недвижимости, если она находится в долевом владении;
- заявление.
Если гражданин арендует недвижимость, то предоставлять письменное разрешение от владельца жилплощади нет необходимости. Сам факт наличия договора является разрешением прописаться, поэтому арендатор может даже не уведомлять своего арендодателя о регистрации.
Бумаги необходимо предоставить лично в территориальное отделение паспортного стола или один из многофункциональных центров. Допускается подавать заявку дистанционно, в электронном формате через сайт Госуслуг.
Для иностранных граждан процедура регистрации происходит по-другому. У них должны быть основания для получения прописки:
- патент, разрешающий официально трудоустраиваться в Российской Федерации;
- разрешение на временное проживание;
- вид на жительство.
Если человек меняет своё место проживания на другое, он может принести паспорт в территориальное отделение по новому адресу. Там сразу поставят штамп о выписке и прописке, вся процедура занимает три рабочих дня.
Что делать, если негде оформить регистрацию
В силу разных жизненных обстоятельств человек может остаться без жилья. Предположим, что у лица нет в собственности недвижимости и нет родственников, которые могли бы его приютить. Что делать, если негде прописаться? Порядок действий следующий:
- Прийти с паспортом в орган местной администрации, который должен обеспечить жильём бездомного гражданина. Этими вопросами занимается служба социальной защиты.
- Заключить договор социального найма. Жилплощадь предоставляется в муниципальных домах или маневренном фонде.
- Одновременно встать на биржу труда и устроиться на работу согласно своей квалификации.
- Заработная плата или пособие по безработице позволит оплачивать наём жилья. Впоследствии, если человек не нарушает правил общежития, вовремя вносит арендную плату, он получит право приватизировать жилплощадь.
Лицу без прописки необходимо направить исковую заявку в суд. Основанием для регистрации послужат фактические свидетельства того, что он живёт в квартире. Это могут быть свидетельские показания, договор аренды, чеки и квитанции о внесении коммунальных платежей. По суду будет вынесено постановление прописать гражданина на указанной жилплощади. С этим постановлением следует обратиться в паспортный стол, где уже не смогут отказать в прописке.
У меня сестра пенсионер не получает 6 месяцев пенсию из-за отсутствия даже временной прописки. Что ей делать в этой ситуации?
Я была прописана временно, но порописка закончилась. Обратились в местную оадминистрацию, мне сказали, что я должна искать сама того, кто мог бы меня прописать.
Что делать, если у меня никогда не было прописки и сейчас некуда прописаться?
Мне нужна прописка временная в Саратове. Живу в саратове прописки не имею ни какой