Для получения документации, связанной с объектами недвижимости, необходимо подавать иск в суд для инициирования процесса разбирательств. Установление факта владения необходимо для осуществления операций купли-продажи/бесплатной передачи собственности, а также внесения залога в банковских/кредитных учреждениях.
В этой статье
Когда нужно устанавливать факт владения имуществом?
Если на руках есть вся требующаяся документация (договор купли-продажи, дарения, выписка из завещания и иные акты, подтверждающие гражданские взаимоотношения), то нет необходимости влезать в судебное разбирательство и оббивать пороги государственных инспекций. Установление факта владения и пользования недвижимым имуществом может пригодиться в таких ситуациях:
- если объект недвижимости будет передан иному лицу (юридическому/физическому) по одному из типов гражданских договоров;
- если в банковском учреждении или кредитном союзе будет взят потребительский кредит, залогом которого выступает данное жилье/земельный участок;
- если контролирующие органы имеют ряд вопросов к юридическому лицу относительно его имущественного состояния и требуется документальное подтверждение собственности, находящейся на балансе предприятия.
Судебная практика различает понятие собственника и владельца имущества, предоставляя каждому из них определенные права и обязанности. Владелец имеет право пользоваться имуществом лишь в те временные рамки, которые указаны в договоре гражданских взаимоотношений. В свою же очередь собственник фактически управляет и распоряжается ценностями.
Механизм установления факта владения
Рассмотрением подобных дел занимается суд, который выбирается с учетом двух факторов: место проживания физического лица/регистрации предприятия или адрес, где расположен предмет собственности.
Механизм проведения процедуры установления факта владения заключается в следующих этапах.
- Составляется заявление об установлении факта владения недвижимым/движимым имуществом (в консультационном центре или нотариальной конторе можно получить образец заявления).
- Собирается доказательная база, которая косвенно подтверждает факт владения предметом заявления.
- Заявление и документальное приложение, персональные данные и квитанция об оплате государственной пошлины передаются в арбитражный суд.
- Проводится судебное заседание (если представленных документов, косвенно указывающих на владение объектом, достаточно, то факт установления собственности будет определен на первом же заседании. В том случае, если возникнут спорные моменты, процедура может затянуться до того момента, пока не будут выяснены все ключевые обстоятельства).
- Судебные органы выдают правоустанавливающий документ, подкрепленный решением суда.
Проблемные аспекты при судебном разбирательстве
Опытный адвокат поможет подобрать правильную тактику и укажет на те ключевые моменты, которые могут усугубить делопроизводство и затянуть судебный процесс на несколько месяцев. К таким проблемным аспектам относят:
- минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества;
- отсутствие данных о территориальном пребывании совладельца или же признание его умершим;
- трудности в собрании доказательной базы, косвенно подтверждающей владение предметами ценности;
- потеря или механические повреждения договоров, что затрудняет факт установления права на собственность;
- острая спорная ситуация между совладельцами на предмет своего отношения/долевого участия к предмету конфликта.
Как правильно составить заявление?
Правильно составленное заявление обеспечивает 40 % успеха, что является внушительной цифрой. Чем четче и внятнее будут указаны ключевые моменты, тем быстрее закончится делопроизводство и осуществится выдача соответствующих актов.
Заявление в арбитражный суд состоит из таких элементов.
- Реквизиты документа (наименование судебного органа, персональные данные заявителя, реквизиты банковского чека/квитанции, свидетельствующие об оплате госпошлины).
- Предмет (указывается тип имущества, дата его приобретения, контактные данные продавца/бывшего собственника, наличие возможности запросить документ, подтверждающий передачу активов).
- Требования (указываются основные требования, ссылаясь на нормы действующего законодательства, в частности Гражданского кодекса РФ).
- Третьи лица, указывающие на интересы покупателя/приобретателя недвижимости.
- Просительная часть (помимо ключевых аспектов с требованиями по ценному объекту, запрашиваются сопроводительные операции, такие как допрос свидетелей, написание запросов в государственные органы и т. д.).
- Документальное приложение (указывается документация и прилагаются ксерокопии, подтверждающие косвенное владение материальными ценностями).
Моя племянница, будучи в браке с 2005г., в 2009г. продала принадлежащую ей на праве личной собственности квартиру за 2 млн. руб. и в тот же день купила квартиру за 1,5 млн. руб. В мае этого года ее муж умер. Как признать квартиру личной собственностью, а не совместной, чтоб не претендовали наследники?
Мы хотим продать квартиру, договор передачи в собственность от 1994 года, а соглашение об определении долей от 2018 года. Вопрос: с какого момента начинается срок владения недвижимостью? Этот вопрос касается уплаты налога при продаже квартиры.
В браке приобретена кооперативная квартира. Регистрацию не проходила. Квартира записана на бывшего супруга. Как бывшей экс супруге выделить долю в данной квартире? Через утановления факта владения и пользования квартирой или через подачи иска о разделе совместного нажитого имущества. Имеется брачный договор, где указано что данная квартира является совместно нажитом имуществом. Но бывший муж ничего делать не хочет, а в МФЦ мне отказывают, ссылаясь на то что подавать на регистрацию квартиру должен только пайщик. Что делать?