Главная » Действия » Передача » Изучаем договор доверительного управления имуществом

Изучаем договор доверительного управления имуществом

Современный бизнес построен на механизме делегирования части полномочий по управлению имуществом с владельца на ответственных лиц. Инструментом регламентации прав/обязанностей сторон взаимоотношений служит договор доверительного управления, нормы которого прописаны Гражданским Кодексом РФ.

Общие правила документа

Сторонами договора доверительного управления имуществом являются учредитель управления (собственник) и доверительный управляющий (лицо, которому на определенное время передано имущество). Отличительная характеристика сделки по доверительному управлению имуществом в том, что управляющий имеет право совершать ряд юридических и фактических операций с активами, но не имеет на них права собственности и должен действовать исключительно в интересах выгодоприобретателя (учредителя).

Передача активов в доверительное управлениеПоявляется вопрос: «В чем выгода такого соглашения?» Такой тип сделки выгоден для обеих сторон: управление определенными активами требует специфических знаний, которыми учредитель может не обладать, поэтому разумнее передать право распоряжаться ими на третье лицо; ответственное лицо получает внушительную комиссию за ведение деятельности.

Предметом имущественных отношений могут выступать:

  • Предприятия, как отдельные юридические лица;
  • Филиалы имущественных комплексов;
  • Иные объекты недвижимого имущества;
  • Разнообразные ценные бумаги, долговые обязательства;
  • Исключительные права.
В соответствии с нормами действующего законодательства и ГК РФ, управляющий обязуется оповещать третью сторону взаимоотношений о том, что действует в интересах выгодоприобретателя и не имеет права собственности на объект сделки. Для этого все отношения оформляются в форме письменных договоров, а под подписью управляющего ставится отметка «Д.У.»

Нюансы заключения договора

Сделка по временному управлению собственностью заключается с учетом нескольких аспектов:

  • Взаимоотношения должны быть заключены исключительно в письменном виде с нотариальным подтверждением;
  • Документация по сделке будет подлежать обязательной регистрации, если ее предметом выступает любой тип недвижимого имущества (по аналогии с «купля – продажа»);
  • Договор вступает в силу не в момент подписания, а при фактической передаче собственности в руки доверительному лицу;
  • Обязательная государственная регистрация взаимоотношений направлена не на факт заключения договора, а на его имущественную составляющую. Если меняются условия взаимоотношений в иной части, не касающихся собственности, то дополнительная регистрация не требуется.

Помимо стандартных позиций взаимоотношений, есть существенные условия договора, заключающиеся в следующем:

  • Детальное описание предмета договора (акцентируется внимание на типе активов, размерах, месторасположении, рыночной стоимости и т. д.);
  • Персональная информация физического/уставные документы юридического лица, в интересах которых действует временный управляющий;
  • Сумма комиссии/вознаграждения, предназначенного для доверительного управляющего, при выполнении всех обязательств по сделке, а также статьи дополнительных поощрений;
  • Срок действия соглашения (от 6 месяцев до 5 лет).

Договор передачи в доверительное управление недвижимого имущества подлежит государственной регистрацииЕсли на бланке документа отсутствует хотя бы одна из выше перечисленных составляющих, то такой взаимоотношения считаются недействительными.

Для защиты прав собственности на предмет сделки, законодательством запрещено заключать доверительное управление наследственным имуществом на срок более 5 лет. По истечении срока действия договора, его подписание можно повторить, не внося каких-либо коррективов.

Доверительное соглашение при оформлении наследства/опекунства

Доверительное управление наследственным имуществом не является обязательной процедурой, а сделка заключается лишь при наличии заявления от одного из наследников, органов местной власти, иных субъектов или самого составителя. Основная идеология такого документа заключается в том, что нотариус или иное назначенный доверительный управляющий должен:

  • Обеспечить сохранность вещей в прежнем количестве;
  • Не допустить их повреждение, порчу, потерю потребительских характеристик;
  • Не допустить хищение.

Доверительное управление наследственным имуществомСоответственно, в заключении договора заинтересованы те лица, которые претендуют на получение  части наследства и желают сохранить его в целости. Если в момент написания завещания, был назначен доверительный управляющий, то нотариус действует в интересах исполнителя завещания.

Доверительное управление имуществом подопечного заключается с целью не только предотвращения хищения активов, но и эффективного управления недвижимостью, ценным движимым имуществом или ценными бумагами.

Возникновение подобных взаимоотношений возможно только при согласованности юридических фактов, а именно:

  • Доверительное лицо должно быть предложено службой опеки или заранее предписано/назначено родителями;
  • Получение письменного согласия будущего доверительного управляющего;
  • Письменное постановление, подтверждающее взаимоотношения;
  • Подписания образца договора доверительного управления имуществом.
Если в ходе управления доверенным имуществом, управляющий несет убытки из-за своей некомпетентности или ошибок, то законный представитель подопечного имеет право потребовать полное возмещение всех убытков в пользу выгодоприобретателя.

Права и обязанности сторон взаимоотношений

В общих правилах договора описывается ряд операций, которые управляющий может совершать с движимой/недвижимой собственностью, а также периодичность предоставления отчетности по распоряжению активами. Благодаря таким предписаниям, владелец имущества обезопасит себя от мошеннических намерений управляющего и сможет отслеживать состояние активов, проводимые операции и т. д.

Уполномоченное лицо самостоятельно несет ответственность, в том числе и материальную, за все операции, происходящие с имуществом. Поэтому может быть привлечен к юридической ответственности, если:

  • Не уведомил контрагента о том, что является лишь доверенным лицом, а не владельцем предмета взаимоотношений (прописывается в документации);
  • Вышел за рамки полномочий;
  • Нарушил правила сделки, вышел за рамки ограничений.
Доверительный управляющий обязан осуществлять хозяйственные отношения в рамках договора и вправе претендовать на сумму комиссионных и дополнительного вида поощрений при эффективном ведении деятельности.

Причины расторжения взаимоотношений

Расторжение договора осуществляется на добровольных или обязательных началах. Документ может быть расторгнут при наличии одной из ниже перечисленных причин:

  • Смерть выгодоприобретателя/ликвидация юридического лица;
  • Смерть доверительного управляющего;
  • Письменный отказ собственника активов от услуг управляющего;
  • Письменный отказ доверительного управляющего в связи с невозможностью самостоятельно эффективно управлять имуществом в пользу выгодоприобретателя;
  • Судебное признание учредителя банкротом.
После расторжения договора, учредителю возвращается имущество, а управляющему выплачивается оговоренная сумма вознаграждения, если дополнительными пунктами договора не указано иное.

Следует тщательно подходить к выбору доверительного управляющего, ведь по факту собственник передает свое имущество в чужие руки и должен быть уверен, что не потеряет, но и приумножит свой капитал.

Решите Вашу проблему!


×
Adblock
detector