При оформлении сделок с недвижимостью обязательным является их составление в письменной форме. Даже если речь ведется о безвозмездной передаче недвижимости, к примеру, оформление дарственной на дачу между близкими родственниками, чтобы сделка имела юридическую силу, составлена она должна быть соответствующим образом. В зависимости от степени родства, будет определяться необходимость уплаты налога на полученный доход.
Особенности оформления
Как правило, договор дарения дачи оформляется между родственниками, но могут быть и ситуации, когда недвижимость переходит по дарственной постороннему человеку. Оформить дарственную на дачу в том и другом случаях необходимо будет по одному принципу. С той лишь разницей, что родственники освобождаются от уплаты подоходного налога.
Весь процесс будет состоять из нескольких этапов. Сюда должны быть включены:
- Между двумя фигурантами: принимающей и передающей сторонами, подписывается соответствующий договор.
- При дарении дачи соглашение можно заверить в нотариальной конторе. Но этот момент является добровольным, и выполняется он по желанию.
- После получения на руки бумаги требуется обратиться в Росреестр, чтобы внести коррективы в единую базу собственников недвижимого имущества.
- Получение на руки справки из единой базы о том, что права собственности на недвижимый объект перешли к новому владельцу.
Следует понимать, что близкими родственниками, будут признаны:
- дети и родители (также усыновленные и усыновители);
- дедушки и бабушки, а также внуки;
- браться и сестры (в том числе и неполнородные).
Принцип оформления
Составить договор дарения дачи можно как самостоятельно, воспользовавшись образцом заполнения документа, так и при помощи юриста. По согласованию сторон нотариус также и заверит готовый документ. Чтобы документ обрел юридическую силу, заполнять его требуется в письменной форме. Оформляя же лишь устное соглашение, доказать в дальнейшем свои права на недвижимость не представиться возможным. Ведь без договора дарения также не будут и внесены изменения в единую базу реестра прав.
Сам же документ должен содержать в себе основные сведения, которые являются обязательными и отображаются в договоре. К ним относят:
- паспортные данные фигурантов сделки;
- информацию с документа, который подтверждает наличие прав на дачу у дарителя;
- дата и место оформления бумаги;
- описательную характеристику передаваемого в дар объекта;
- при наличии ограничений обязательно указывается информация и о них;
- обязательно требуется указать, в каком порядке должны быть разрешены спорные ситуации;
- по желанию участников может быть указана стоимостная оценка объекта (его рыночная цена);
- перечисляются все строения, которые имеются на территории;
- при необходимости могут быть прописаны ограничения при использовании дома;
- проставляются подписи обеих сторон.
Требуемые бумаги для заключения сделки
Особое внимание следует уделить сбору документации, которая предоставляется в Росреестр или МФЦ для регистрации перехода прав на дачу к новому хозяину. Какие-либо неточности в бумагах (например, неправильно указанный адрес или опечатка в паспортных данных сторон сделки) способны привести к признанию договора недействительным.
Регистрация перехода права владения является последним этапом сделки и представляет собой следующую последовательность действий:
- подготовка документов (дарственной на дачу и прочих), их отправка через почту, интернет или при личном обращении непосредственно в Росреестр либо МФЦ;
- составление двух заявлений, бланки которых выдаются сотрудником регистрирующего органа (о переходе прав на дачу – от дарителя, о регистрации прав владения дачей – от одаряемого);
- получение нового свидетельства.
К требующимся в Росреестре бумагам относятся:
- правоустанавливающий документ (например, решение суда);
- паспорта всех участников сделки;
- свидетельство о праве владения дачей;
- три экземпляра дарственной;
- справка из БТИ;
- свидетельство, разрешающее проведение каких-либо работ на придомовой территории (при наличии дополнительных построек или изменений в строении);
- технические паспорта на дачу и все имеющиеся на участке постройки;
- план участка из кадастрового органа;
- справка об уплате соответствующей госпошлины;
- иные документы, которые нужно предоставить по требованию сотрудника регистрирующего органа.
Стоит понимать, что оплачивать в ситуации, когда переходит недвижимость между близкими родственниками, придется лишь услуги нотариуса, если стороны решили к нему обратиться. Налогами же данная сделка облагаться не будет. Если договор заключен между посторонними лицами, то гражданин, который получает подарок, платит налог на доход.